Петера Штайна можно считать любимцем российского театра. Шутка ли — в глухие советские семидесятые он приехал в путешествие со своими артистами за железный занавес, чтобы постичь загадочную русскую душу ради постановки пьесы Горького.
Позже он помогал Чеховскому фестивалю подтвердить имя, показывая свои спектакли «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня», а потом ставил у нас «Орестею» Эсхила и «Гамлета». Только МАМТ обратил внимание, что режиссер часто обращается к опере — постановки Петера Штайна шли в Ла Скала, на фестивале в Зальцбурге, в Венской государственной и Нидерландской операх, Цюрихе, Лионе. Оставалось придумать ему достойное название, и вот тут, наверное, веское слово осталось за почитателем Верди — главным дирижером МАМТа Феликсом Коробовым. Выбрали «Аиду».
Опытный режиссер с открытым взглядом на мир успел задолго до премьеры рассказать, что «Аида» для него — история про двух женщин и одного мужчину в невозможных обстоятельствах. Да, конечно, любимого народом марша победителей не избежать, и мурашки по коже обеспечит оркестр. Но сама идея высветить лирическую тему на фоне войн и катастроф кажется очень актуальной, очень немецкой и очень взрослой. В конце концов только зрелый человек может спокойно признать, что всеобщее счастье не стоит слезинки ребенка, а независимость Эфиопии — растоптанной любви.
Конечно, опера исполняется на языке оригинала. Свою постоянную команду соратников Петер Штайн привез с собой: сценограф Фердинанд Вегербауэр, художник по костюмам Нана Чекки, хореограф Лиа Тсолаки, художник по свету Иоахим Барт. МАМТ готовит трех главных героинь: петь в разные дни будут Ирина Ващенко, Анна Нечаева, Мария Пахарь. А в Радамесы ждем Николая Ерохина (Пьера Безухова в «Войне и мире») и Нажмиддина Мавлянова, успевшего за недолгое время перепеть в театре все ведущие теноровые партии.
фото: пресс-служба