Произведения Александра Сергеевича Пушкина в театре ставят с завидной регулярностью. Где посмотреть «Евгения Онегина» или «Пиковую даму» — выбор в московских театрах большой. Только вот многие современные спектакли далеки от традиционных трактовок всем известных текстов. В этом нет ничего плохого, просто нужно быть внимательнее, выбирая постановку, на которую вы хотите пойти. Vashdosug.ru подготовил список не самых скандальных, но и нескучных пушкинских спектаклей, одинаково интересных и детям, и взрослым.
«Евгений Онегин» Театр им. Вахтангова
«Евгений Онегин» Римаса Туминаса — грандиозный спектакль, передающий идею «энциклопедии русской жизни» как никакой другой. И пусть здесь двое Онегиных, восприятию пушкинских смыслов это никак не мешает. Молодого Онегина-циника феноменально играет Виктор Добронравов, разочарованного жизнью и собой Онегина-старика — Сергей Маковецкий. Остальное все по тексту. Спектакль подобно рентгену просвечивает язвы русских пороков и делает очевидными добродетели. С мягким, почти что нежным юмором и фирменной туминосовской изысканностью сыграно «русское народное»: плохие дороги, чванливая знать, пошлый свет, мещанская старость. Но главное, конечно, не это. Детально изобразив жизнь двух пушкинских сестер, Туминас на самом деле сочинил гимн грезам ушедшей юности, пылким надеждам, легкокрылым мечтам. Сцена, в которой Татьяна ждет Онегина, получившего ее письмо ( танец с садовой скамейкой), войдет во все театральные энциклопедии. Вообще в этом спектакле безупречно все. Изумительной красоты сценография Адомаса Яцовскиса, грандиозная музыка Фаустаса Латенаса, прекрасные костюмы Марии Даниловой... И, конечно, актеры: кроме Маковецкого и Добронравова, на сцену выходят Владимир Вдовиченков, Людмила Максакова, Ольга Лерман... Одним словом, смотреть обязательно. И детям тоже.
фото: пресс-служба
«Руслан и Людмила» Мастерская Петра Фоменко
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра. Реквизит и костюмы — самые традиционные. Обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. Но ведь фоменки явно не простую сказочку публике рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица, для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Фарлаф — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир — позер, болтун и подкаблучник. Наина, — обозлившаяся на мир старая дева. Князь Владимир-отец Людмилы царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Тем не менее, на спектакль можно и нужно идти с детьми. Их здесь и заинтересуют, и развеселят. Взрослые же без труда прочитают политические подтексты и насладятся фривольной пушкинской иронией.
фото: Сергей Петров
«Золотой петушок» МТЮЗ
Сказка о золотом петушке поставил в МТЮЗе «великий и ужасный» Кама Гинкас. Режиссер такого масштаба берется за детские истории не просто редко — никогда. А «Золотой петушок» поставил. В репертуаре театра спектакль идет уже больше десяти лет и позиций сдавать не собирается. Смотреть нужно не только детям, но и взрослым. Во-первых, спектакль рождается у вас на глазах. Все происходит в театральном фойе — детки сидят на подушках, те, кто постарше, на лестнице. В героев сказки превращаются забавные клоуны с выбеленными лицами-масками, — тут вам и драчун Додон, и мудрец Звездочет, и красавица Шамаханская царица. Костюмы создаются здесь и сейчас из подручных средств, в том числе рулонов туалетной бумаги. Сказочное царство царя Додона оживает в ярких красках (прямо из банок) и клоунских красных носах. Но далеко не все в спектакле забавно и весело — Гинкас не был бы Гинкасом, если бы не добавил в сказку реальности. Кукольные руки и ноги сложены устрашающим курганом (все, что осталось от воинов царя), красная краска — как кровь — льется рекой. Так, режиссер приучает детей к тому, что в театре за любой сказкой-ложью нужно уметь разглядеть правду. Почти всегда некрасивую.
фото: пресс-служба театра
«Сказка о царе Салтане» Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Сказка о царе Салтане» идет в репертуаре Музыкального театра им Станиславского и Немировича-Данченко второе десятилетие. Репутация этой оперы как самого зрелищного и доброго музыкального спектакля Москвы безупречна. Критики называют эту оперу одной из лучших постановкой режиссера Александра Тителя. Пушкинский сюжет сохранен без изменений, прекрасная музыка Римского-Корсакова также дана «без купюр». Но заскучать не успеет никто: в приключения, которые переживает царевич Гвидон, верится сразу, — так подробно и ярко воссозданы все сказочные детали. При этом никаких бутафорских картин или разрисованных занавесей. В основе фантастических декораций — гигантские белые крылья, они же волны и ветер. Маковки церквей и домики жителей царства-государства, — на самом деле шляпки, в которых разгуливает по сцене массовка. Живыми здесь выступают даже деревья. А как правдоподобны тридцать три богатыря, и дядька Черномор, и царевна-Лебедь. Зрелищный и «поющий» спектакль смело можно рекомендовать зрителям любого возраста. Сказки ведь бывают полезны и взрослым.
фото: пресс-служба театра