Полина Лазарева играет Ларису Огудалову в спектакле Льва Эренбурга по «Бесприданнице» Островского.
У этой премьеры много шансов стать событием. Обладатель «Золотой маски»-2008 (за поставленную в Магнитогорске «Грозу» — тоже, кстати, по Островскому), филолог по первому образованию, врач скорой помощи по второму, а режиссер и создатель питерского Небольшого драматического театра — уже по третьему, Лев Эренбург не ставит «проходных» спектаклей.
Как филолог он свободно обращается с текстом, домысливая, что могло бы происходить с героями между репликами пьесы. А как врач особо чуток к жизни человеческого тела — за что часто порой получает обвинения в излишнем «физиологизме». Впрочем, как говорит режиссер, особой физиологии в «Бесприданнице» не будет. Зато будет попытка разобраться, кто из героев Островского способен любить до самоотвержения. Любить — а не пользоваться, как делают это разорившийся красавец Паратов (Алексей Фатеев), купцы Выживатов (Всеволод Макаров) и Кнуров (Юрий Лахин) и мелкий чиновник Карандышев (Алексей Дякин).
Что касается главной героини, то, по признанию режиссера, он увидел в Полине Лазаревой ту «страстность, тонкость и индивидуальность», без которой Ларису, променявшую долгую унизительную жизнь с Карандышевым на одну ночь с любимым Паратовым, просто не сыграть. Вдобавок, как выяснилось, продолжательница актерской династии Лазаревых–Немоляевых очень хорошо поет. Впрочем, поют в этом спектакле и Кнуров, и даже Карандышев. Песней выманивают из Волги решившую утопиться цыганку (Оксана Киселева). Под цыганско-еврейскую музыку горит синим пламенем главная любовь Паратова — пароход «Ласточка», запаленный от мятого рубля, полученного музыкантами. И Лариса, раненая Карандышевым, умирает тоже под музыку.
Если обратиться к истории, то в последний раз «Бесприданницу» в «Маяковке», вернее, еще в Театре революции, ставил в 1940-м Юрий Завадский. С легендарными Марией Бабановой и Михаилом Астанговым, игравшими Ларису и Паратова. В новейшие времена «Бесприданница» в «Маяковке» не шла — в этом смысле Эренбург начинает с чистого листа. А вот перекличек его «Бесприданницы» с его же «Грозой» будет множество. Но если в «Грозе» художник Алексей Вотяков устроил на сцене целую Волжскую заводь, то другой соратник режиссера, Валерий Полуновский, покажет сплав — Волгу, заваленную лесом. Собственно, в этом завале березовых бревен и умрет Лариса. А ее финальный монолог произнесет пьяная цыганка, подслушивавшая все из-под перевернутой лодки — та самая, что полезла было топиться, да передумала и пустилась в пляс. Такой уж народ в уездном городе Бряхимове, ему что жизнь, что смерть — все едино. Лишь бы с музыкой.
Вы можете изменить этот текст