Молодая звезда Мастерской Петра Фоменко, модель и актриса кино рассказала «ВД» о своем пути на сцену и последних впечатлениях в театре.
Серафима, помнишь свое первое театральное впечатление?
Я росла в театральной среде. Моя мама — актриса, а папа — режиссер Александр Огарев, ученик Анатолия Васильева. Первое впечатление — это Тольятти, театр «Колесо». Я смотрела на родителей на сцене и гордилась, потому что они там, на возвышении и мои (улыбается) Потом была Москва, спектакли Васильева. Первый, который увидела, назывался «Пушкинский утренник». Он до сих пор идет в Школе драматического искусства. Помню, я не хотела идти, думала про себя «стихи? Пушкин? Скука…». Но пошла. И открыла для себя мир взрослых, которые могут играть как дети, и всем от этого хорошо. Мы тогда жили на Поварской, в коммунальной квартире. Наверное, это было очень сложное время для родителей. А для нас, детей — очень счастливое. Как-то раз отец посадил меня с братом на шкаф, и нам так понравилось на этом шкафу, что мы организовали там свое первое выступление. Развесили по коммуналке объявления, а потом пели какие-то песни. Имели большой успех. Успех мне очень понравился (смеется). С того дня представления стали регулярными. Мы с моей и сейчас близкой подругой Аней Зайковой придумывали кукольные, драматические и танцевальные постановки для соседей. Как же после такого не поступать в театральный?
В школе наверняка, была театральная студия?
Я все время пыталась пойти в какую-нибудь театральную студию, но с моим приходом они закрывались… или что-то другое случалось. Один раз это была студия Андрея Казакова. Артиста Мастерской Фоменко. А вспомнила я именно ее, потому как тогда мне впервые удалось выйти на сцену Театра Фоменко. В Мастерской есть традиция — 30 декабря артисты театра играют сказку для «своих» детей. И однажды мы тоже выступали с каким-то номером.
Дочери отца-режиссера и мамы-актрисы было легко поступить в ГИТИС?
Я поступила с первого раза. Но очень волновалась. Не верила, что смогу. Мне казалось, все вокруг дико талантливые, а я так себе. Но Олег Львович (Кудряшов — прим. Ред.) меня взял на курс, и я очень благодарна ему.
Серафима, ты была одной из «кудряшей». В чем, как думаешь, отличие выпускников его курса?
Олег Львович занимался музыкальным театром, и когда стал преподавать на режиссерском факультете, любовь к музыке никуда не делась. Он считал и считает, что настоящий актер — универсальный человек, который умеет все. В идеале и играть, и петь, и танцевать. При этом глубина проживания роли должна быть непременно. Такой взгляд мне очень близок. Чем больше ты умеешь, тем больше возможностей для выражения.
Ты всегда любила театр Фоменко?
В детстве я говорила папе, что хочу стать актрисой. Но на спектакли мне ходить вообще не нравилось. Шла, потому как папа говорил «нужно смотреть, раз в актрисы хочешь». Кода мы в 1995 году переехали в Москву, папа повел нас с братом в театр Фоменко. Спектакль назывался «Таня-Таня». Я его смотрела и не смотрела одновременно. В какой-то момент заснула (смеется). Но папе сказала, что мне понравилось. Потом уже в подростковом возрасте видела «Волки и овцы», «Войну и мир» — эти спектакли произвели на меня сильное впечатление. Но никогда не «примеряла» этот театра на себя. Ведь здесь всегда работали только ученики Петра Наумыча. Кроме того, я тогда была покорена спектаклями Анатолия Васильева. А это совершенно особый мир. Мне нравилось, что у Васильева много света, воздуха, пространства. Нравились артисты на сцене. Все красивые, неземные, возвышенные. Я очень не любила показные страдания или бытовые подробности. У Васильева в театре этого никогда не было. И я была заражена этой чистотой, юмором его спектаклей, праздником актерской игры.
Как ты оказалась среди стажеров Мастерской?
Я училась на четвертом курсе. Услышала, что кто-то из однокурсников ходил на прослушивание в театр Фоменко. При этом я опять же не рассчитывала, что меня возьмут. Было очень страшно. Это была паника. Думаю, мне помогло то, что Олег Львович нас редко хвалил. И тем самым задавал очень высокую планку.
Когда ты показывалась Петру Наумовичу, помнишь, как он реагировал, что говорил?
Я начала читать и вдруг поняла, что он смотрит не на меня, а на других студентов. Меня это очень сбило. Ведь я же тут стою, стараюсь. Подумала, что совсем не понравилась, раз он на меня даже не смотрит. В этом настроении провала прошли остальные прослушивания. Даже на последнем, когда нас осталось всего шестеро, не было уверенности, что меня взяли.
Каким ты запомнила Пера Наумовича в жизни?
Сначала Петр Наумович вызывал во мне странные ощущения. Он, например, никогда не делал замечаний. Когда мы показывали ему отрывки из спектакля «Русский человека», весь его комментарий был — «Канаты?! Потрясающе». Мы вышли и ничего понять не могли: канаты — просто часть декораций! Понравилось ли все остальное? Получается у нас или нет? Петр Наумович обладал талантом видеть вперед. Я сейчас часто вспоминаю какие-то его слова, которые на тот момент показались незначительными, а сейчас настолько актуальны для меня! Артисты театра рассказывают, что спустя много лет игры в спектакле вдруг понимают значение той или иной фразы, интонации, мизансцены от Фоменко. Но, конечно, самое поразительное — это его дар любить людей.
Что для тебя означает работать в его театре?
Как только я попала сюда, в моем сознании случился переворот. Не уверена, что могу описать, в чем он заключается. Но поменялось много в моем отношении к театру, жизни, профессии. Петр Наумович всегда говорил, что провалы дороже побед. Когда что-то не получается — это важнее, чем когда получается. Для выпускников гитиса слышать такое, по меньшей мере, странно. Но в театре это «работало». После какого-нибудь провального отрывка все не прятали глаза, а благодарили за работу. Тогда мне это было ново! И захотелось работать, захотелось показывать еще и еще. Ничего не нужно было доказывать, просто работать. Еще помню фразу Фоменко: «Тупик — лучшее состояние для актера. Колоссальное действие». Только так в человеке активизируется скрытые резервы, происходят прорывы.
Сейчас у тебя много ролей в театре (Огарева играет в спектаклях «"Дар», «Носорог», «Безумная из Шайо», «Моряки и шлюхи» и др. — прим. Ред.). Какая из них важнее?
С каждой ролью связана особая история. К примеру, спектакль «Дар». Когда я прочитала книгу Набокова, мне больше остальных понравилась образ и характер матери главного героя, Елизаветы Павловны. Но даже мысли в голове не промелькнуло, что ее могу сыграть я. То, что Евгений Борисович мне ее доверил, удивительно. Я помню еще подходила к нему, спрашивала, не ошибся ли он с распределением. Он сказал, что для него это безусловно. Это вообще черта Каменьковича-педагога, — уметь почувствовать своих актеров, вселить в них веру в себя. А еще он так ловко все поворачивает на репетициях, что кажется, что ты сам все придумал. В общем, я очень благодарна ему за такую роль, это подарок. Или спектакль «Носорог». Там участвуют основоположники театра и это особый опыт, с ними совершенно иначе выходить на сцену.
Как иначе?
Практически на физическом уровне ощутима их поддержка на сцене. Петр Наумович так воспитывал артистов, чтоб не роли игрались отдельные, а единый спектакль. Когда как бы ты не проявляешься, а отдаешь себя партнеру. С его артистами совсем не страшно это делать, я чувствую себя защищенно! Даже если забуду какой-то текст, за меня его скажут. Совсем недавно, кстати, такое произошло. Они крайне внимательны друг к другу на сцене, как мне кажется.
Тебя не смущают разговоры о том, что новые актеры Мастерской — это своеобразные «двойники» старых фоменок. Тебя, к примеру, сравнивают с Полиной Агуреевой. А когда ты стала играть ее роль Цветочницы в «Безумной из Шайо» это сравнение закрепилось.
Если такие сравнения есть, мне совершенно необидно, наоборот — это комплимент. Я очень люблю артисток нашего театра, пересматриваю спектакли, учусь у них. Хотя главное, чему у них можно научиться, — это умению раскрывать и сохранять свою природу, свой взгляд на мир. Они все такие разные, и в этом сила.
Есть мнение, что мир фоменок — закрытый мир. Кино и сериалы в него не вписываются. Артист театра Фоменко всегда в первую очередь артист театра Фоменко.
Мне никогда не приходилось отпрашиваться у Петра Наумовича на съемки. Но я слышала, что он всегда всех отпускал. Хотя и делал это с грустью. Он понимал, что нужно зарабатывать деньги. Мне вообще кажется, что у него все делали, что хотели. Эта свобода, я думаю, и сплотила его людей. Никто не хотел уходить.
Я слышала, ты снималась у Тодоровского в «Стилягах».
Это не совсем так. Олег Глушков, один моих учителей, работал «Стилягах», ставил танцы. Когда нужна была массовка, он позвал весь наш и не только наш курс. Так что я появляюсь в кадре в размытом виде ровно на долю секунды. С другой стороны, ладно, пусть говорят. Почему нет (смеется). А вообще мир кино для меня — загадочный мир, которого я особо не знаю. Я снималась мало.
С какими режиссерами ты бы хотела поработать?
В кино не знаю. А в театре… Я давно мечтаю давно поработать со своим папой. Теперь у меня есть какие-то свои знания, а у него — огромный опыт. Мне кажется, у нас может получиться что-то интересное. Пока у каждого из нас много работы. Но когда-нибудь обязательно, я уверена.
Как в твоей жизни возник модельный бизнес?
Это был еще в школе, в которой мне было страшно скучно. Однажды знакомый посоветовал попробовать свои силы в качестве модели. И я подумала, почему нет.
Ты считала себя красивой?
Когда я пришла в модельное агенство, точно нет. Вокруг были такие красивые женщины, с укладками, мейк-апом, высоченные, ухоженные, в красивой стильной одежде. Я чувствовала себя гадким утенком, засматривалась на этих богинь. У меня же было пару кофт в школу ходить. И вдруг передо мной открылся другой мир.
Что случилось потом?
Я работала в Японии, Корее, Гонконге. Увидела мир. Научилась общаться на английском языке. Больше всего скучаю по Японии. Обожаю эту страну. Все мои друзья знают, что в любом разговоре я обязательно скажу «а вот в Японии» (смеется). Я рада, что это было в моей жизни. Но потом какой-то момент мне стало скучно. Я не умею делать одно и то же по указке. Не люблю, когда все расписано. При этом ничего нового, никакого творческого начала твоего лично в этом нет. Я себе не принадлежу.
Ты часто бываешь в театре как зритель?
Стараюсь смотреть, что происходит в театральной Москве. Была на спектакле «Волк» по Аксенову в ГИТИСе. Режиссер – мой педагог по речи Светлана Васильевна Землякова.Но для меня, и я думаю для всех студентов, она безусловно педагог по мастерству. Просто речь и слово — это основа. Сегодня мало кто в театре занимается словом, что очень странно. Идут не от материала, а от себя. Используют его, как средство самовыражения. Мне кажется, этим режиссеры сильно себя обедняют. Светлана Васильевна любит автора и артистов. Еще она в «Практике» недавно поставила спектакль «Петр и Феврония». Тоже в меня попала эта ее работа. Всем рекомендую.
Как ты отдыхаешь?
Не могу отдыхать пассивно. Мне важно что-то делать. Так что, если вдруг я оказываюсь свободна от театра, иду гулять с друзьями, в кино, кататься на роликах, коньках. Люблю бывать на выставках. Последняя, которая меня впечатлила, — ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой. Очень люблю эту художницу.
Вы можете изменить этот текст
Вы можете изменить этот текст
Вы можете изменить этот текст
Вы можете изменить этот текст
Вы можете изменить этот текст