Июль — месяц, когда еще не все театры закрылись, и не все звезды разъехались. Так что, если вы тоже в Москве, спешите купить билеты на лучшие спектакли с лучшими артистами в главных ролях.

Татьяна Веденеева

Мало кто знает, но одну из самых красивых звезд советского кино (и сегодняшнего телевидения) можно увидеть в театре. Татьяна Веденеева —штатная актриса «Школы современной пьесы», в этом сезоне она сыграла премьеру вместе с Альбертом Филозовым. Пьесу о любви и ностальгии написал Виктор Шендерович, поставил Иосиф Райхельгауз, а Веденеева и Филозов играют советских эмигрантов из Харькова, живущих в Америке. Она сбила его на машине, суд обязал ухаживать за пострадавшим 80 дней. Завязалась дружба, потом вспыхнуло обоюдное чувство, так никем и не высказанное вслух… Все действие — споры агрессивного ворчливого старика, переехавшего в США в зрелом возрасте, и благодушной эмигрантки, для которой Америка — дом. Благодаря ювелирно точной игре Альберта Филозова и Татьяны Веденеевой (которая, к слову, даром что актриса неплохая, еще и выглядит сногсшибательно) трагикомичные крики на тему, какая страна лучше, и почему Брайтон-Бич — «дубликат Земли обетованной», не надоедают ни через час, ни через два. Скромная сценография (все происходит в убогой комнате старика) и «скрытая» режиссура кажутся единственно возможными при таком раскладе. Главное — сама пьеса. А она, при всей непритязательности, хороша. Если ваша цель — провести приятный вечер в театре в компании любимых артистов, то «Последний ацтек» — ровно то, что нужно.

«Последний ацтек»
«Школа современной пьесы»
8 июля

Игорь Верник

Наконец-то, безупречные эстрадные манеры и голливудская улыбка Игоря Верника оказались к месту и по делу. Шоумен и актер получил главную роль в ремейке многолетнего мхатовского хита «№ 13». Владимир Машков поставил пьесу Рэя Куни 11 лет назад, все эти годы она держал марку лучшей комедии, которую можно увидеть в Москве за деньги. Сегодняшняя версия мало чем отличается от оригинала, сменился только актерский состав. Вернику досталась роль политика, жаждущего «предаться страсти» с секретаршей (до него этот образ примерял на себя Авангард Леонтьев). В интервью актер признавался, что ради этой роли отказался от кинопроектов и съемок в сериалах. И репетировал с Машковым 24 часа в сутки. Что ж, результат зрителям явно нравится! На новый старый спектакль невозможно достать билет! По сюжету герой Верника обнаруживает в номере гостиницы, куда он привел любовницу, тело незнакомого мужчины средних лет. Его шею переломила оконная рама. Обнародовать новость, значит положить конец репутации. А тут еще появляется жена, а следом разъяренный муж любовницы. Приходится крутиться, вызвав на помощь преданного секретаря. Идеальная комедия положений вряд ли оставит вас равнодушными. К тому же компанию Вернику в спектакле составляют Ирина Пегова, Сергей Угрюмов, Станислав Дужников и другие звезды.
«№ 13D»
МХТ им. А.П. Чехова
30 июня, 1 июля

Марина Неелова

Актрис уровня Марины Нееловой у нас мало. Тем более обидно, что новые спектакли с ее участием появляются крайне редко. Одна из последних премьер — «Стеклянный зверинец» в Театре наций. Без сомнения, Неелова согласилась «изменить» родному «Современнику» только потому, что режиссер Туфан Имамутдинов (на счету у него два удачных спектакля — «Шоша» по рассказу Зингера и «Сиротливый запад» по пьесе Макдонаха) предложил ей роль Аманды в спектакле по пьесе-автобиографии великого американского драматурга Тэннесси Уильямса. Роль эксцентричной маразматички в возрасте, которая превратила жизнь собственных детей в ад причитаниями и нравоучениями, — роль бенефисная. Неелова по сути играет моноспектакль. И заметить на сцене кого-то, кроме нее, сложно. Она с бесстрашием осваивает новое для себя амплуа, остается только удивляться. Некогда первая красавица советского кино виртуозно перевоплощается в старуху с дурацкими седыми кудряшками и жутким поведением бывшей светской львицы. Нелепые ужимки, омерзительное жеманство, уродливое кокетство, — вот ее арсенал средств против собственных детей. Несмотря на трагичный финал спектакля, поклонникам Марины Нееловой восторг гарантирован.
«Стеклянный зверинец»
Театр наций
30 июня

Георгий Дронов, Екатерина Климова

Георгий Дронов и Екатерина Климова — актеры, которых обожают фанаты российских сериалов. На их счету — участие в проектах «Воронины», «Куприн», «Распутин» и других. Тем интереснее увидеть обоих на театральной сцене. «Боинг-Боинг» — французская комедия о молодом человеке, у которого три невесты, и все — стюардессы, идет в разных городах мира. Но популярности не теряет (она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая ставящаяся франкоязычная пьеса). Надо отдать должное актерам, — оба вполне оправдывают негласное звание первых комедийных звезд ТВ. Дронов убедителен в роли Роберта, предприимчивого друга современного Дон Жуана (все три невесты которого неожиданно появляются в его квартире одновременно). Он отчаянно пытается спасти ловеласа от скандала, сам при этом попадая в нелепые ситуации. У Екатерины Климовой роль небольшая, но запоминающаяся. Она обворожительна в роли влюбленной стюардессы, готовой ради любовника на все. Если вы предпочитаете отдыхать в театре, эта непритязательная (но не глупая) комедия положений в исполнении актеров, которых вся страна каждый день видит по телевизору, — то, что вам нужно.
«Боинг-Боинг»
Независимый театральный проект
9 июля

Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко

Посмотреть спектакль Евгения Арье по философскому роману Исаака Башевиса Зингера стоит, прежде всего, потому, что на сцене сразу три выдающиеся актрисы: Чулпан Хаматова, Евгения Симонова и Алена Бабенко. Все три безумно хороши: Хаматова в роли страстной любовницы главного героя — рефлексирующего еврея (Сергей Юшкевич), вторая в роли его всепрощающей жены, третья — в роли влюбленной женщины, спасшей от фашистских лагерей. Хаматова играет страстно, нервно, неровно, — ее героиня цинична, порой ядовита, но вместе с тем пленительно хороша. Она отдается любовнику в телефонных будках, врет в глаза, придумывает беременности и… боготворит его. Алена Бабенко убедительна в роли маленькой женщины с философией служанки. Животная преданность своему мужчине заставляет ее до конца смотреть на него влюбленными глазами. Евгении Симоновой удалось сыграть мудрость женщины, чудом выжившей на войне, пережившей смерть детей и сумевшей понять предательство мужа. Кажется, играть весь этот мелодраматический пафос, не впадая в сентиментальность, невозможно. Но актрисам «Современника» удалось. Кстати, спектакль получил спецприз жюри «Золотой маски».
«Враги: история любви»
«Современник»
2, 4 июля

Кристина Асмус

Кристина Асмус упорно не желает оставаться «симпатичной девочкой из «Интернов». Из сериала она ушла, уже успела сняться в большом кино, родить ребенка от Гарика Харламова и… стать штатной актрисой Театра имени Ермоловой. Спектакль Валерия Саркисова «Гамлет» — единственная возможность увидеть ее в костюмной роли (в «Язычниках» Евгения Каменьковича, к примеру, Асмус играет современного подростка). Самый главный и неожиданный плюс спектакля — его абсолютная традиционность Это классическая постановка. На нее смело можно вести школьников или бабушек с дедушками. Асмус явно живет свалившейся ей на голову ролью Офелии, о которой мечтают абсолютно все девушки, выбравшие театральные вузы. Играет не всегда ровно, зато как эмоционально. Кстати, молодой артист Александр Петров в роли Гамлета тоже обращает на себя внимание. Еще из плюсов спектакля — прекрасные Андрей Ильин и Агриппина Стеклова в ролях коварного дяди и матери Гамлета. И, безусловно, костюмы Андрея Климова (удачная стилизация под средневековую моду) и оркестр Олега Меньшикова, вступающий в нужный момент со средневековой музыкой.
«Гамлет»
Театр им. Ермоловой
15 июля

Евгения Крюкова

Первая красавица Театра им. Моссовета (а кроме того, любимица Эльдара Рязанова, снявшего Крюкову в двух своих фильмах) в этом сезоне получила главную роль в новом спектакле Юрия Еремина. Ажиотаж вокруг премьеры нешуточный, а все потому, что худруку театра и его команде удалось поставить детектив. Жанр в театре редкий и, признаться, сомнительный. История Фредерика Нотта, ставшая культовой, благодаря экранизации Хичкока, разворачивается отнюдь не по законам классики жанра. Зрителю сразу дают понять, кто главный злодей. Дальше оставляют в неведении — останется ли его идеальное убийство идеальным или будет раскрыто. Злодей, кстати, обманутый, но не любящий муж. Причина тривиальна: жена-миллионерша (ее-то и играет Крюкова) подумывает убежать с любовником. Ее миллионное состояние может «убежать» вместе с ней, а потому надо ее убить. Несчастья не случается только лишь потому, что на пути коварному супругу встречается один очень хороший следователь. Крюкова, кстати, играет эту историю всерьез. Никаких пародий и мелодрам. Результат, может быть, и предсказуемый, зато ни у кого не вызывающий неприятия — ни у тех, кто любит зрелища, ни у тех, кто приходит в театр думать. Прелести спектаклю добавляют сценография и костюмы действующих лиц. Никаких вольностей: все в духе времени. Изысканный детектив в изысканных декорациях. Практически эксклюзив.
«В случае убийства набирайте М»
Театр им. Моссовета
12 июля

Константин Райкин

Мэтру отечественной театральной сцены как никому другому удаются моноспектакли, суть которых — исследование низкой человеческой природы. «Превращение», «Контрабас» и «Вечер с Достоевским» — образцово-показательные постановки такого плана, они входят в золотой фонд русского театра. И если первые два спектакля увидеть можно только в записи, то «Вечер» значится в репертуаре «Сатирикона». Это изысканнейший спектакль Валерия Фокина, в котором Константин Райкин один разыгрывает на сцене повесть Достоевского «Записки из подполья». Его герой — Подпольный человек — исследует собственную душу. Причем делает это вслух. Цель его страшной исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?». Подпольный вспоминает свою встречу с проституткой Лизой, которую он стыдил за неправедную жизнь. После начинает рефлексировать, праведной ли жизнью живет он сам. Отчаяние, с которым Райкин срывает маски со своего персонажа, завораживает. Он ввергает зрителя в пропасти греховных помыслов и страшных эмоций Подпольного, заодно демонстрируя весь арсенал своего мастерства. Эта экзистенциальная битва человека с собственными грехами отталкивает и манит одновременно. Финал может вас немного расстроить, — Райкин выходит из образа и начинает читать зрителям мораль. «Ведь я только доводил в моей жизни до крайности то, что вы не осмеливались доводить и до половины, да еще трусость свою принимали за благоразумие». Впрочем, это никак не отменяет значимости спектакля, требующего феноменальной актерской игры. Поверьте, увидеть Райкина в образе героя Достоевского стоит хотя бы раз в жизни.
«Вечер с Достоевским»
«Сатирикон»
1 июля

Инна Чурикова

Трагедийный дар Инны Чуриковой разглядел ее супруг Глеб Панфилов. Это он подарил ей роль Тани Теткиной в своем первом фильме «Святая душа». После чего никто больше не приглашал актрису на второстепенные роли в детских сказках и комедиях. Фильмы «Васса», «Курочка Ряба» Кончаловского утвердили за Чуриковой статус одной из величайших актрис страны. Сегодня Чурикова и Панфилов по-прежнему работают вместе, но уже в театре. Их дом — Ленком, и одной из самых интересных совместных постановок супругов здесь считается «Аквитанская львица», королевская история любви Генриха II и его незаурядной жены Алиеноры Аквитанской. Спектакль — бенефисная драма с мощным замесом из дворцовых интриг и страстями на разрыв аорты. Помимо ожидаемо сильной игры Инны Чуриковой и неожиданно впечатляющей — Дмитрия Певцова (он играет Генриха), — стоит обратить внимание на эффектную сценографию и костюмы к спектаклю. Сегодня увидеть на столичной сцене исторические аксессуары вроде мечей, кубков, платьев, украшенных драгоценными камнями, — редкость. Аккомпанирует этому пышному и страстному действу оркестр Patapan, играющий стилизованную средневековую музыку. Еще из плюсов — кроме всего прочего, постановка дает возможность услышать, как Чурикова читает рэп.
«Аквитанская львица»
Ленком
8 июля

Елена Яковлева

Экс-прима театра «Современник» сегодня много снимается в кино и сериалах. Однако в театре ее увидеть тоже можно. И надо заметить, антрепризные проекты с участием всенародно любимой Каменской совсем неплохи. Пьесу о женском одиночестве (автор — американский драматург Майкл Кристофер) режиссер Владимир Панков поставил специально для Яковлевой. А поскольку он — создатель студии «Саундрама», то музыка и в этом его спектакле играет одну из ключевых ролей. Героиня вспоминает своих бывших мужчин и тоскует. Тоске вторит кларнет. Елена Яковлева виртуозно меняет образы: от отвязной девчонки с дурным вкусом до нежной любовницы, для которой жизнь превращается в сплошное ожидание. От деловой женщины, которую отсутствие конфликта и страсти в семейной жизни приводит в отчаяние, до растерявшейся женщины без возраста, которая кутается в черное пальто и смотрит в будущее с сомнением. Яковлева демонстрируют весь спектр женских проблем, которые мужчины снисходительно называют «заморочками». А заодно доказывает собственный статус королевы мелодрамы. Поклонникам лирического дара актрисы смотреть обязательно.
«Территория любви»
«Арт-Партнер XXI»

9, 24 июля