Мировая премьера знаменитого мюзикла Алана Менкена «Красавица и Чудовище» состоялась ровно 20 лет назад на Бродвее. В юбилейный год он будет идти в Москве — начиная с 18 октября «Красавицу и Чудовище» можно будет увидеть в театре «Россия». Перед началом проката в Москве артисты российской постановки отправились в Париж.

Сказка на все времена
Романтичная коллизия и гарантированный хеппи-энд этой любовной истории действует как антидепрессант. Женщина любит мужчину, и из чудовища он превращается в прекрасного принца. Сам сюжет пришел к нам из Франции, авторство его до сих пор точно не установлено, но весь мир знает его 300 лет как минимум. Диснеевская версия сделала сказку чуть ли не самой известной в мире. Оригинальный (бродвейский) мюзикл создан выдающейся командой. Музыка написана Аланом Менкеном (восьмикратный лауреат премии «Оскар»), за либретто отвечали Говард Эшман и Тим Райс. Спецэффектов немного, но все рассчитаны на бурный восторг публики: зал встречает овациями Люмьера-канделябра с пылающими руками-свечками, танцующий Коврик (если кто-то забыл, все слуги принца были заколдованы злой феей и превращены в мебель и посуду)… и финальный фейерверк в честь свадьбы Белль и Чудовища. Добавьте сюда изобретательную хореографию, многослойные костюмы и яркие «мультяшные» декорации — таким мюзикл любят во всем мире.

В стране любви
В российской постановке роли заколдованного сказочного принца и спасшей его девушки достались Павлу Левкину и Анастасии Яценко. Молодого красавца-артиста театралы знают по ролям в МХТ им. Чехова (Левкин играл в спектаклях «Белая гвардия», «Дворянское гнездо», «Дуэль»), а фанаты мюзиклов помнят в образе Медведя в «Обыкновенном чуде», Д’Артаньяна в «Трех мушкетерах». Обаятельная Настя Яценко пела в мюзиклах Mamma mia! (роль Софи) и «Русалочка» (Ариэль). Чтобы пара прониклась духом французской сказки, компания «Стэйдж Энтертейнмент» свозила их в Париж. В программе значилось посещение финальных представлений в театре Mogador, общение с французскими коллегами, а на «десерт» — поездка в один из замков Луары (Вилландри).

Цветочная эстафета
В театре Mogador прокат мюзикла завершился, на финальном представлении французские Красавица и Чудовище (артисты Манон Тари и Йони Амар) провели церемонию передачи эстафетной палочки московским артистам — они подарили Павлу и Насте алую розу, символ любви между их героями. По сюжету, до того, как с розы упадет последний лепесток, девушка должна полюбить и поцеловать Чудовище-принца. Эту розу русский писатель Сергей Аксаков превратил потом в цветочек аленький. Российская версия бродвейского хита ничем не отличается от французской. Лицензия дает права на стопроцентную копию, отличие — мюзикл идет на языке страны, в которой прокатывается, плюс особенности актерской игры и эмоции, который каждый актер переживает и вкладывает в роль. Таким образом, костюмы и реквизит во всех версиях повторяют американский вариант. Впрочем, побывать в костюмерной и грим-цехе французского театра нашим артистам все равно показалось нелишним. Павел Левкин увидел, как наносят грим Чудовищу, а Настя Яценко разглядела свои будущие наряды. Финальное платье Белль весит 16 килограмм.

Замок Чудовища
В замок Вилландри артистов тоже повезли не просто так. Внешним видом замка и примыкающих к нему роскошных садов вдохновлялись диснеевские мультипликаторы, рисуя владения Чудовища в 1991 году. А их творением, в свою очередь, — создатели декораций. Элегантное строение относится к эпохе Возрождения и входит в избранное число знаменитых замков Луары. Сначала Вилландри был крепостью, но когда перешел в собственность секретаря Франциска I Жану ле Бретону, тот выстроил на его месте замок, смотрящий на реку. Чуть позже Вилландри выкупил брат Наполеона принц Жером. Императорский стиль предполагал роскошь, так появились большие окна, отделанные пилястрами и капителями. С двух сторон двор окружили галереей аркад. Но самая главная достопримечательность Вилландри — это сады, расположенные сразу на трех уровнях один над другим. Здесь вам и просторные аллеи, окаймленные цветущими клумбами, и прохладные террасы, засаженные фруктовыми деревьями. И, конечно, «Сады любви» — четыре больших квадрата из букса (вечнозеленый кустарник), изображающие разные стадии большого чувства: страсть, неверность, нежность и трагедию. Кустарник пострижен таким образом, чтобы посетители и гости замка из любой комнаты могли видеть эффектные клумбы в форме сердец, пронзенных кинжалами. В таких садах артистам устроили фотосессию. Вдохновленные ею Павел и Настя рассказали обозревателю «ВД» о своих впечатлениях.

Анастасия Яценко: Мне безумно понравился замок и сады Вилландри, я словно окунулась в атмосферу тех времен и прошлась по залам и аллеям, по которым, возможно, когда-то давно гуляли прототипы наших героев. По сюжету мюзикла, Белль очень любила книги, у нее была живая фантазия, которая позволяла ей в красках представлять описываемые события. И благодаря этой поездке мое воображение получило новую пищу, и история Красавицы и Чудовища приобрела реальные осязаемые очертания и конкретное место действия. Думаю, это поможет мне в подготовке к роли!

Павел Левкин: В замке Вилландри чувствуется величество, волшебство и масштаб. Эти понятия очень близки к жанру сказки, где можно и нужно откровенно говорить об очень важных вещах, таких как любовь и добро. И заново открывать их смыслы для себя и для зрителей.


Знаменитый мюзикл на музыку Алана Менкена про любовь Красавицы и Чудовища уже шел в Москве два года — с 2008-ого по 2010-й. 700 тысяч зрителей, 600 представлений, аншлаги в гигантском театре МДМ и любовь у аудиторий всех возрастов.