Выпускник «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, актер
ДЕТСТВО
Меня воспитала моя мама, совершенно необыкновенная, хорошая, добрая. Томочка, Тамарочка. Отца я никогда не видел. Когда был маленьким, часто сбегал из дома. Один раз мама нашла меня стоявшим возле полыхающей мусорки, другой — в сливной яме у теплицы соседей в деревне. Убежать мне хотелось всегда. Наверное, я
ШКОЛА
Я учился в московской школе Сергея Зиновьевича Казарновского, это школа с театральным уклоном. И у нас был безумный класс. Мы издевались над привычной школьной иерархией, вот — есть лидер, а вот — его последователи. Отрицали ценности, которые нам вбивали взрослые. Никаких там «учись — потом поступишь, куда мы говорим, и будешь зарабатывать». Без конца дурачились. К сожалению, 10 и 11 классы я доучивался в общеобразовательной школе. Абсолютно ужасной, где завуч брала взятки стиральными машинками. И тогда я понял, что происходит со многими людьми в нашей стране. Люди, слушающие Стаса Михайлова, обучают детей. Они превращают детей в маленьких «стасов». Речь не про всех, но это отсутствие вкуса страшно.
ПОКОЛЕНИЕ
В
СИСТЕМА
Порой все превращается в
МАСТЕР
Хотел ли я поступать именно к Серебренникову? Я просто понимал, что он мне ближе всех. Было ощущение, что мы с ним одной крови и цель одна. Для меня это важно. Кирилл Семенович взял к себе на курс тех, кого бы и я взял, будь я на его месте. Мне бы тоже было важно, чтобы все были разные. И немножко безумные. Но самое главное, чтобы все были настоящими. Чтобы сквозь тело душа мерцала. Вообще у нас с Кириллом Семеновичем отношения — от любви до ненависти. То мы с ним любим друг друга безгранично, то лбами сталкиваемся. Спокойно никогда не было. Он всегда, перед тем как я начинаю репетировать новый спектакль, говорит: «Ну, я не знаю, как ты это сделаешь». Словно ничего не получится. Получится.
На первом нашем занятии Кирилл Семенович сказал нам: «Открывайте тетради и записывайте в столбик 30 раз — „тело“, „огонь“, „вода“, „небо“, „земля“, „ненависть“, „падение“, „грех“, „любовь“, „полет“. На следующей неделе покажете мне этюды на эти темы». Мы обалдели все, спросили, как. Он сказал, что не знает, но чтобы принесли. Спустя две недели мы принесли — принесли полное безумие. И вот тогда началась работа.
Знаете, это было похоже на приготовление попкорна. Берешь зернышко, бросаешь его на горячую сковородку. И вот одно раскрылось, за ним второе, третье.
ЛЮБИМЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Мой любимый спектакль — «Феи», хотя я в нем и не играю. Еще есть «Снежное шоу» Славы Полунина. На нем я понял, что такое катарсис. Когда дует ветер, идет снег и звучит эта музыка — сильнее в театре я ничего не испытывал…
АМПЛУА
Забавно, когда режиссеры подходят и начинают говорить со мной о моем амплуа. Один говорит: «Ты должен играть мужиков, просто обязан». Второй: «Ты эпичный герой, понимаешь? Эпика! Античный театр. Мне это снится!» Третий: «Ты комичный герой, одна комедия»… Это же все разные амплуа. Почему они с такой уверенностью говорят мне разные вещи? У меня нет причин им не доверять, они все — мэтры. Мне интересна такая «разность» видения меня. Но амплуа не существует. Есть душа и разные преломления ее. Режиссер вместе с актером преломляет душу артиста — и получается персонаж.
НАГОТА
Я ничего не имею против обнажения на сцене, когда это оправдано. Пока я не раздевался полностью. Но если буду играть юродивого, например, Василия Блаженного, там нет вариантов — как обойти этот вопрос и не пойти до конца, и не существовать в наготе. А так в большенстве случаев обнажения можно избегать.
Для меня «
ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ
Посмотрите на меня. Вы можете сказать, что я думаю о себе, как о звезде? Как я выгляжу вообще? Я выполнил миссию
МАТ НА СЦЕНЕ
Я считаю, что мат не нужен. Но закон о запрете мата на сцене — нелепость. Для начала людям из правительства надо разобраться с дорогами, пенсиями, зарплатами, больницами, со «стасами михайловыми» в головах. А потом уже с матом. И в принципе можно ведь просто договориться — сказать: «Зачем нам ругаться матом, друзья?» А дальше уже — дело каждого.
ПРОФЕССИЯ
По большому счету я не театром должен заниматься. Я почти каждый день думаю, что надо завязывать. Но, видимо, еще не время. Вот когда Бог ко мне в голову постучится и скажет: «Никита, все, пора», вот тогда я пойму, что точно все.
СТРАХИ
Я боюсь, что буду думать обо всякой глупости вроде «Оскара» получить или еще
ПЛАНЫ
Хочется поработать с Андреем Жолдаком в «Преступлении и наказании». В кино меня можно увидеть 25 сентября. Будет премьера фильма Ивана Твердовского «Класс коррекции» (фильм получил призы на «Кинотавре» и на фестивале в Карловых Варах. — Прим. ред.). Еще я снялся у Юры Быкова в сериале «Метод». Надеюсь, что Рома Каримов будет снимать комедию, где я буду играть вместе с Сашей Палем (Александр Паль, артист Театра им. Маяковского и исполнитель одной из главных ролей в нашумевшем фильме «Горько!». — Прим. ред.). Вообще нас с Сашей в кино разглядел Петр Буслов. Мы должны были играть в одном его проекте. Я — начинающего режиссера, а Сашка — моего друга. Паль же высокий очень, а я маленький. Так что вместе мы очень мило смотримся. Все время вспоминаем те пробы. Жалеем, что не сложилось тогда. Надеюсь, теперь Рома нас вместе снимет.