Новый сезон начинается на редкость ярко. Нас ждут фестивальные показы лучших европейских театров. Самые интригующие зарубежные спектакли — в обзоре «ВД».
«Книги Иова»
Скажем сразу: покупать билеты надо уже сейчас, и чем раньше, тем лучше. Литовский мэтр Эймунтас Някрошюс привозит в Москву новый спектакль. Его премьера состоялась в итальянском городе Виченца в Teatro Olimpico. Влиятельный театральный критик Италии Ренато Паллаци назвал постановку «потрясающе мощным высказыванием». Спектакль Някрошюса — это переложение одного из самых драматичных мест Ветхого Завета — Книги Иова. Праведник Иов — прототип безвинных страдальцев всех времен. Почерк Някрошюса легко узнаваем — столько метафор на одну минуту сценического времени не придумывает ни один режиссер в мире. Господь у него — румяный молодец с огромной конфетой в сверкающем фантике. Сатана — некий тип с кладбищенской лопатой, одетый в кожаную куртку. Иов — «лишний человек» с гроздьями горящих электрических лампочек на шее. Спектакль «Книга Иова» — философский диспут на тему веры и безверия, вопросы здесь важнее ответов. Еще один несомненный плюс: в главной роли — великолепный актер Ремигиюс Вилкайтис, между прочим, в недавнем прошлом министр культуры Литвы.
Театр Meno Fortas (Вильнюс), фестиваль «Сезон Станиславского», www.stanislavskyfestival.ru, на сцене Театра им.
«Платонов»
Если вы еще не видели спектаклей самого известного голландского режиссера современности, не упустите шанс. Люк Персеваль — хедлайнер мирового театра, один из наиболее парадоксальных режиссеров, вольнодумец, не боящийся переиначивать классику, Чехова в том числе. Театралы и критики до сих пор не могут забыть «Вишневый сад» и «Дядю Ваню», а впереди — еще один ультрасовременный вариант до дыр зачитанной пьесы. Сюжет остался прежним (хотя место действия перенесено в сегодняшнюю бельгийскую глубинку): на дачу генеральской вдовы Анны Петровны съезжаются гости, один из них — алкоголик, слабак и бабник Платонов, другой — бывший сокурсник, собирающийся жениться на его первой любви Софье. Появление этой пары заставляет Платонова осознать, насколько безобразна и никчемна его жизнь. Платонов у Персеваля — стареющий наркоман, чья душевная и физическая агония очевидны даже ему самому. Вся западная пресса от такой трактовки образа в восторге (кстати, играет главного героя известный голландский актер Берт Люппес). В спектакле есть еще один герой — мучительным раздумьям Платонова аккомпанирует знаменитый пианист и певец Йенс Томас.
Театр NTGent (Гент), фестиваль «Сезон Станиславского», www.stanislavskyfestival.ru, на сцене Театра им.
«Враг народа»
Новый спектакль авторитетного немецкого режиссера Томаса Остермайера — главная сенсация Авиньонского
Театр Schaubühne (Берлин), фестиваль «Территория», www.territoryfest.ru, на сцене Театра наций, Петровский пер., 3,
«Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)»
У бельгийского режиссера Яна Фабра — репутация
Компания Troubleyn (Антверпен), фестиваль Solo, www.strastnoy.theatre.ru, на сцене ТЦ «На Страстном», Страстной
5 октября, ВС
«Последняя лента Крэппа»
Еще один прибалтийский мэтр, обладатель всех возможных театральных премий — Оскарас Коршуновас — поставил спектакль по пьесе Сэмюэля Беккета. Все спектакли этого режиссера абсолютно непредсказуемы и традиционно эпатируют европейскую фестивальную публику (вспомнить хотя бы его «Мастера и Маргариту», где действие было перенесено в психиатрическую лечебницу, а главным героем стал Иван Бездомный). Коршуноваса называют мастером «тактичного эпатажа» — откровенных провокаций на сцене он не допускает, хотя и уверен, что «нынешнее поколение зрителей не хочет медитировать, сонно наблюдая за тем, что происходит на сцене». Понятно, что такой режиссер мог поставить самую медитативную пьесу Беккета как угодно, но только не скучно. Главного героя — одинокого старика, прослушивающего собственные диктофонные записи и понимащего, что жизнь прошла и больше ничего уже не будет, — играет Юозас Будрайтис, легендарный актер, снявшийся в кинохитах «Никто не хотел умирать», «Богач, бедняк…», «Даун Хаус» и многих других. Видеть его на сцене — редкое удовольствие, пропускать которое не советуем. Кстати, спектакль будет исполняться на русском языке.
Театр Оскараса Коршуноваса (ОКТ) (Вильнюс), фестиваль NET, на сцене Студии театрального искусства, ул. Станиславского, 21, стр. 7,
26, 27 ноября, СР, ЧТ