«Гроза ранней смерти под шелест осенних листьев. Вечная молодость под снежной фатой смерти» – это цитаты из буклета к давнему панфиловскому балету «Ромео и Джульетта». Балет длинный, в трех действиях, что для современной хореографии редкость. Когда-то Панфилов создал его для своей дочери Арины – ей, как и Джульетте, тогда было 14. Среди Монтекки и Капулетти бродит Королева Маб, любимица древнего английского фольклора.
Премьера последнего балета Панфилова состоялась меньше чем за месяц до его гибели.
«БлокАда» – спектакль об истории мира как истории войн. Евгений Панфилов, как всякий нормальный человек, пролитие крови ненавидит, это для него «неистребимая наследственность веков, интернациональный каннибализм». Панорама жизни людей – до войны, во время войны и после войны – развернута под звуки Седьмой симфонии Шостаковича. В финале по сцене катятся желтые апельсины (маленькое солнце для каждого), а измученные люди смотрят в небо и слушают песню из фильма «Весна на Заречной улице»: «Когда весна придет, не знаю»...
В балете «Река» главенствуют ассоциации и смутные догадки – из тех, что мелькают в голове человека, когда он долго смотрит на воду. Танцовщики несутся в стремительном беге, подражая водному потоку. По Панфилову, невозможно прожить без простейших символов, подразумеваемых в спектакле, – жизнь, вода, добро, земля, мать и Бог.
После смерти Панфилова хореографом труппы стал ее первый танцовщик Сергей Райник. На его балете «Черный квадрат» можно будет увидеть, куда двигается пермская хореография без своего идеолога.