На сцене Молодежного театра будет представлено политическое кабаре.

Совсем скоро на сцене РАМТа покажут спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг». Подробности премьеры держатся в строжайшем секрете. Однако для «ВД» театр сделал исключение. Наш обозреватель первым увидел готовую постановку и утверждает, что премьера перевернет все представления о том, что такое политический театр.

Кино и немцы
В основу спектакля Бородина лег киносценарий Эбби Манна об одном из «малых Нюрнбергских процессов», на котором слушались дела нацистских судей. Киноманы прекрасно помнят фильм 1961 года «Нюрнбергский процесс» режиссера Стэнли Крамера, который был поставлен по этому же сценарию и получил 11 номинаций на премию «Оскар». Казалось, спектакль будет театральным переложением этой картины и от него стоит ожидать тех же тягостных и мрачных сцен. Ничего подобного: «Нюрнберг» Бородина на фильм совсем не похож, хотя текст идет «без купюр».

Танцы с волками
Не судите по названию и отбросьте ассоциации с советскими антифашистскими произведениями. Для серьезного разговора Бородин выбрал неожиданно «несерьезный» формат — политическое кабаре: песни, музыка, степ, джаз. На контрасте с этим — размышления о том, как рождается фашизм, чем опасно соглашательство, может ли каждый из нас повлиять на судьбы мира. Кстати, в «Нюрнберге» занята почти вся труппа, 55 человек, включая сериальных звезд Илью Исаева, Евгения Редько, Нелли Уварову.

Театр эстрады
Место действия перенесено из зала Дворца правосудия в немецкое кафе конца 40-х годов. Атмосфера роскоши и веселья, идеальный романтично приглушенный свет. В такой неподходящей для судебного разбирательства обстановке слушается дело Эрнста Яннинга, немецкого судьи, отдававшего приказы на убийства поляков, евреев и прочих неугодных фашистскому режиму.

Цвета зла
Долой черно-серую гамму и минимализм. Зеленые скатерти, официанты в красных фартуках и кипенно-белых рубашках (художник Станислав Бенедиктов, обладатель премии Станиславского «За вклад в искусство русской сценографии»). Какой бальзам на душу для всех поклонников костюмного театра! На всех артистах — аутентичные наряды по моде тех лет: костюмы-тройки, платья-футляры, шляпки-таблетки, вуали (художник Валентина Комолова).

Голый суд
Суд, как правило, предполагает скучные мизансцены и бесконечные разговоры. Но только не в этом спектакле. По режиссерской задумке, судебное заседание — лишь воспоминание судьи. Он мысленно снова возвращается к произошедшему. Все сцены строятся на контрастах. Вот адвокат пытается оправдать героя, а через минуту музыканты уже поют джаз, двое артистов-красавцев лихо танцуют степ (Дмитрий Бурукин и Изнаур Орцуев, знакомые публике по ролям Д'Артаньяна и Рошфора в спектакле-хите прошлого сезона «Мушкетеры»). Судьи выйдут к публике и скинут с себя судейские мантии будто на сеансе стриптиза. Обвинение и защита произнесут заключительные речи в виде тостов.


Алексей Бородин: «Мне кажется, публицистика в театре не работает. Позиция «Вот я сейчас встану на табуретку и скажу правду» смешна. Мы и так слишком много знаем. Тут нужен юмор и театральная легкость. Они спасительны для искусства».
«Мы часто подчеркиваем, что Германия раскаялась за преступления фашистов. Но можно ли таким способом искупить вину? Сперва что угодно наворотить, потом сказать «Да, признаю — я дерьмо» и жить себе дальше. Сытой, удобной, приятной жизнью… Мне кажется, что нельзя ничего забывать».

Илья Исаев (исполнитель роли Яннинга): «На мой взгляд, эта история в наше время становится по-новому актуальной, заставляя задуматься о ситуации в мире, о манипуляции общественным мнением, о судьбах отдельных людей, оказавшихся в этой «новой» реальности, и о своем месте, своей позиции в этой хитрой и грязной интриге. Надеюсь, эти вопросы никого не оставят равнодушными».