Островский снова входит в моду. Сразу три театра открыли новый сезон его комедиями. Это далеко не школьная классика и не антикварные сцены. «Шекспир Замоскворечья» очень созвучен нашему времени. «ВД» рассказывает о новинках и предлагает сравнить их с проверенными хитами московской сцены.

«Волки и овцы»
«Мастерская Петра Фоменко»
25 октября

Оценка редакции: 10
Оценка зрителей (возможность достать билет (заказывать не позднее двух месяцев до спектакля) и отзывы в соцсетях): 10
Для кого: для всех — от школьников до 
топ-менеджеров
Ради чего идти: фирменное фоменковское «кружево» и юмор

С этого блестящего озорного спектакля началась история легендарного театра Петра Наумовича Фоменко. Он представил пьесу Островского в 1992 году как дипломную работу своих первых студентов в ГИТИСе. Прошли годы — студенты превратились в мастеров (в спектакле заняты Ксения Кутепова, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина и др.), был создан театр, а «Волков и овец» зритель по-прежнему страстно жаждет увидеть. Этот спектакль — козырная карта «Мастерской», в нем легко различимы сразу все их достоинства: «легкое дыхание», поэтичность, музыкальность (ах, какие в спектакле звучат романсы!) и, конечно, искрометный юмор. История аферы с векселями разыграна как милый смешной анекдотец. Который, к слову, покорил не только Москву, но и всю Европу.

«Правда — хорошо, а счастье лучше»
Малый театр
19 октября

Оценка редакции: 9
Оценка зрителей (возможность достать билет и отзывы в соцсетях): 8
Для кого: поклонников традиций в театре
Ради чего идти: ювелирная работа актеров, настроение праздника

Спектакль Сергея Женовача играют на 10 лет меньше, чем фоменковский шедевр. Но аншлагов он собирает не меньше. Зрители наперебой рассказывают друг другу об искрящемся юморе, а критики говорят о новой успешной жизни традиций. Женовач увидел в Островском не разоблачителя нравов, а благодушного философа. В итоге у него получился обаятельнейший спектакль о том, как стало счастливым одно отдельно взятое купеческое семейство.
Жюри «Золотой маски» вручило спектаклю спецприз «За лучший актерский ансамбль». Без пяти минут трагическую историю о влюбленных друг в друга богатой невесты Поликсены и нищего молодого человека Платона, спасенных верной нянечкой Фелицатой, разыгрывают ведущие актеры труппы — Евгения Глушенко, Василий Бочкарев и Людмила Полякова.

«Таланты и поклонники»
Театр им. Маяковского
30 октября

Оценка редакции: 8
Оценка зрителей (возможность достать билет и отзывы в соцсетях): 10
Для кого: для всех
Ради чего идти: любимые актеры в непривычных амплуа, образцовый психологический театр

Этот интеллигентный спектакль вернул Маяковку в ряд театров-ньюйсмейкеров. Меткий юмор, говорящие метафоры, строгая режиссура Миндаугаса Карбаускиса, прекрасные артисты в главных ролях (Игорь Костолевский, Ирина Пегова, Светлана Немоляева и др.). Чтобы подчеркнуть, как убога бывает жизнь русского уезда, художник Сергей Бархин обшил всю сцену ржавым железом. И задействовал поворотный круг — именно он уносит юную провинциалку Сашеньку Негину к славе и богатству. Семья, любовь и правда остаются в другой жизни. История про циничные театральные нравы стара как мир, но в Маяковке она преподнесена так, будто о «жестоких играх» закулисья никто раньше даже не догадывался.

«О-й. Поздняя любовь»
«Школа драматического искусства»
5, 6 ноября

Оценка редакции: 7
Оценка зрителей (возможность достать билет и отзывы в соцсетях): 6
Для кого: для фанатов театра художника и хипстеров
Ради чего идти: радикальное прочтение классики, шокирующие визуальные эффекты, остроумные гэги

Дмитрий Крымов — радикальный режиссер, который не боится выворачивать классику наизнанку. Пьесу Островского «Поздняя любовь» он превратил в щедро сдобренный черным юмором театральный комикс о людях-мутантах. Ненормальность героев подчеркнута их нелепым внешним видом, — они у Крымова похожи на зомби. У героини Фелицаты Антоновны появился неправдоподобно большой надувной бюст, у ее сына-гуляки Николая — окровавленный рот, у влюбленной в него Людмилы Герасимовны «выросли» брежневские брови. А главная злодейка — вдова Лебядкина — и вовсе демонстрирует публике кружевные чулки, лысую голову и… умение драться как Джеки Чан. Но несмотря на мрачную стилистику и бутафорскую кровь (герои готовы убить друг друга ради выгодной сделки), спектакль Крымова получился хулиганским и веселым. В финале все действующие лица блестяще танцуют хип-хоп.

«Лес»
МХТ им. А.П. Чехова
9 ноября

Оценка редакции: 6, 5
Оценка зрителей (возможность достать билет и отзывы в соцсетях): 8
Для кого: поклонников политического театра и спектаклей Кирилла Серебренникова
Ради чего идти: современные аллюзии, злая ирония, «первачи» мхатовской труппы в главных ролях

Образцово-показательный спектакль-пародия Кирилла Серебренникова. Искрометный шарж на современную Россию, в основе которой, как всегда, классика. Место действия пьесы Островского «Лес» режиссер перенес из усадьбы помещицы Гурмыжской в санаторий для советских номенклатурных работников (все происходит «якобы» в брежневские 70-е гг.). А в героях Островского разглядел современных властьпридержащих и заискивающих перед ними холуев-лицемеров. Пародии на президента и партийных фунционеров прилагаются. Кроме прочего, спектакль — настоящий подарок всем поклонникам замечательных актеров: Натальи Теняковой, Юрия Чурсина, Дмитрия Назарова и Авангарда Леонтьева. Таких номеров, как в этом спектакле, они нигде больше не «откалывают».

«Доходное место»
Театр им. А.С. Пушкина
29, 30 октября

Оценка редакции: 5
Оценка зрителей (возможность достать билет и отзывы в соцсетях): 5
Для кого: возрастной публики
Ради чего идти: яркая сценография, классика без неожиданностей

Первая премьера пушкинцев в этом сезоне — непритязательный, но очень эффектный внешне спектакль Романа Самгина по пьесе «Доходное место». Если всем экспериментам на сцене вы предпочитаете «здоровый психологический театр», вам точно сюда. Никаких политических аллюзий и неожиданных перевертышей в этой постановке не предвидится. Текст — строго без купюр, костюмы — непременно исторические (на одни только ярко-красные лакейские ливреи, расшитые серебром, засмотришься). Отдельного упоминания стоит и сценография, — художник Виктор Шилькрот выстроил на сцене Театра Пушкина деревянный дом с застекленной галереей и уютной верандой. Здесь то и разворачивается история честного малого, уступившего обстоятельствам и наплевавшего на свои принципы. Еще один плюс — актер Игорь Бочкин, наконец-то в новой роли. Да еще какой — чиновника Вышневеского, для которого деньги точно решают все.

«Сердце не камень»
Et cetera
24 октября

Оценка редакции: 5
Оценка зрителей (возможность достать билет и отзывы в соцсетях): 3
Для кого: любителей экспериментов
Ради чего идти: неожиданная режиссерская трактовка, богатые костюмы

Еще один совсем новый спектакль по Островскому, — комедия в постановке питерского режиссера Григория Дитятковского. Он преподавал актерское мастерство на курсе Льва Додина, ставил спектакли в МДТ и БДТ. Его новая постановка в театре Et Cetera — заслуга Александра Калягина, худрук уговорил коллегу на любопытный эксперимент. Теперь оптимистичную историю борьбы за молодую богатую вдову не только рассказывают, но и танцуют!
Оригинальные пластические номера от хореографа Сергея Грицая в сочетании с монологами купца Каркунова, его хитроумного племянника и будущей вдовушки дают неожиданный эффект, — Островский теряет свою обычную размеренность и степенность, и действие разворачивается весело и лихо. Такого смелого решения от Et Cetera не ждал никто, — ну, тем любопытнее. Кроме того, в спектакле совершенно удивительные костюмы.