Александр Молочников,
— Саша, ну вы чувствуете, что после своего «19.14» проснулись знаменитым?
— Нет, конечно.
— Но
— Я не очень понимаю этот термин — «Москва говорит». Многие из нашего театра спектакль посмотрели, и многим понравилось — коллеги, да, говорили. Был резонанс в фейсбуке, это приятно. Но чтобы — Москва…
— А поток рецензий, в массе своей положительных?
— Послушайте, «Культура» освещает все премьеры. Нет, широкая известность с узнаванием на улице сейчас возможна только через кино. Говорят, в советское время Олег Меньшиков после спектакля Петра Фоменко «Калигула» действительно проснулся знаменитым. Сегодня подобное невозможно — в театр ходит определенный узкий круг людей.
— Если верить статистике, в России это всего четыре процента населения…
— Вот недавно меня ввели в спектакль «Лес», ему уже десять лет, и слышу, как зрители обсуждают: «А вместо Юрия Чурсина теперь молодой артист играет…» Для многих я пока что просто «молодой артист». Без имени. А начинающих режиссеров вообще мало кто знает… Не могу сказать, что я не стремлюсь к популярности, но спокойно обойдусь и без нее. Сейчас самое ценное — редкие моменты счастья, возникающие неожиданно, на пике усердной работы. На репетициях, когда мы
— И тем не менее в год
— Тем, что почти ничего, кроме общих мест и
— В этом проекте вы и режиссер, и один из авторов. Давно сочиняете?
— Нет, просто когда мы затевали работу, возникла идея, что пять драматургов напишут по одной истории. По фотографиям. Был такой французский банкир в начале века, Альберт Кан, он финансировал фотографов и создал «Фотографическую опись жизни человека на Земле». Невероятная коллекция! Есть там и Первая мировая. Эти фото сценичные и провоцирующие на то, чтобы к ним написать сюжеты. Я стал судорожно искать драматургов. Переворошил весь писательский бомонд — от Шишкина и Акунина до Саши Денисовой. Я написал синопсис, а драматургам обычно сложно влиться в готовый план, им хочется самим творить. Месяц я ждал текстов. То, что присылали, мне не нравилось. Я разозлился и стал писать сам. В первый раз в жизни! В итоге мы остались вдвоем с драматургом Сашей Архиповым, одну сцену написал Сева Бенигсен, а стихи для зонгов — Дмитрий Быков. Но руководство театра принимало активное участие — я присылал куски пьесы, мы вместе
— В нескольких откликах, хваля спектакль, режиссеров, актеров и музыкантов, критики делают оговорку «несмотря на слабый литературный материал». Вас это раздражает?
— Нет, вполне допускаю, что это не
— Знаю, что родом вы из Северной столицы, а как занесло вас на московские театральные галеры? Родня была связана с искусством?
— Ни одного театрального человека в семье нет: мама — журналистка, пишет о политике, папа — школьный учитель математики. В детстве они меня часто водили в театр, и смотрел я, как вспоминают родители, с замиранием сердца. Еще занимался в детской театральной студии, нас там обучали неуправляемой энергии, мы даже Шекспира играли и ездили на гастроли за рубеж. Подростком я сам уже ходил по театрам — у Льва Додина «Пьесу без названия» раз десять видел. Могу сказать, что в Питере пересмотрел почти все — и хорошее, и не очень. А потом решил поступать в театральный и, конечно, в Москву.
— На артиста?
— Конечно! Но у нас в ГИТИСе был
— Вас не отчислили?
— Могли бы. Но за другое. Однажды я два месяца жил в ГИТИСе, залезал по ночам по пожарной лестнице и спал на кровати, на которой днем мы играли этюды. Почему? Наверное, в этом были
— Вы не без иронии называете себя «хорошим еврейским мальчиком», хотя способны на экстремальные поступки. Слышал про ваш автостоп по Камбодже…
— Да он недолгий был: я долетел до Вьетнама, а после уже в Камбоджу отправился — туда нет прямых рейсов из Москвы. Доехал от столицы до
— Зачем?
— А я чувствовал большую нехватку сильных эмоций. Мне потом объяснил один умный американский педагог, что все нужно черпать из детства — неважно, где и как ты рос, но все там было. А мне казалось, в моей жизни должно произойти нечто экстремальное и лишь тогда я смогу хорошо играть. И в Африке я чуть было не попал в тюрьму, поскольку нелегально пересек на осле границу Сенегала и Гамбии. Гамбия
— После режиссерского «автостопа» по окопам Первой мировой, о чем будет ваш следующий спектакль?
— На самом деле это же фантастика, что мне,