В Москве объявили номинантов главной театральной премии страны. Конкурс начнется в марте, а ажиотаж вокруг билетов поднимется сразу после Нового года. Мы выбрали восемь важных спектаклей, на которые можно сходить уже сейчас.

Карамазовы (531218)
Вы можете изменить этот текст

Самый скандальный спектакль сезона — он же и самый мрачный. Действие романа происходит в городе Скотопригоньевске (по версии Богомолова, «Скотский город со Скотским банком и Скотским ТВ»), где милиционеры насилуют одного из братьев бутылкой, Катя-кровосос занимается сексом с пьяной Грушенькой. Дмитрий Карамазов вешается, Федор лупит сына под советский шлягер «Родительский дом», а отец Феофил на похоронах Карамазова-старшего горланит Show Must Go On. Гробы в этом городе заменяют солярии, памятники — унитазы. Бога, конечно, нет, а есть только черт и пошлость. Смотреть пятичасовую вакханалию о непростой жизни русского человека тяжело, но необходимо. Сильные ощущения и мучительные мысли о сегодняшней российской действительности гарантированы.


Мера за меру (531662)
Вы можете изменить этот текст

Страшно запутанную пьесу Шекспира английский режиссер Деклан Доннеллан превратил в короткий рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. Что речь идет о России, нетрудно догадаться, хотя Доннеллан прямых сравнений не делает и вообще сохраняет бесстрастность. Центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. В ней узнаваемы и полицейские, и проститутки, и госслужащие, и геи. Конец пьесы, впрочем, традиционный, шекспировский и счастливый, что, прямо скажем, немного не к месту — в высшую справедливость в России верится с трудом.


Гамлет-коллаж (535517)
Вы можете изменить этот текст
 

Главная премьера прошедшего сезона — спектакль канадского режиссера Робера Лепажа. Над сценой вращается куб, открытый с двух сторон. В крошечном пространстве в течение 135 минут Евгений Миронов в одиночку играет Гамлета, Гертруду, Офелию и остальных персонажей трагедии. Стенки куба с грохотом открываются и закрываются, Миронов появляется в разных образах, спускаясь на сцену на тросах (цирковых лонжах). По сути, это настоящий аттракцион, ничего похожего на который в репертуаре московских театров нет и не предвидится.


(М)ученик (546044)
Вы можете изменить этот текст

Новый хит Кирилла Серебренникова о последствиях чрезмерного увлечения любой идеологией (религиозной в том числе). А заодно о нетерпимости, гомофобии, антисемитизме и о неприятной человеческой способности превращаться в стадо. Главный герой — школьник Вениамин. Он терроризирует мать, учителей и одноклассников, пытаясь заставить их жить по библейским законам. Вениамин сыплет цитатами и требует все запретить: в доме — споры, в бассейнах — бикини, на уроках биологии — теорию Дарвина. Главная удача спектакля — душераздирающий финал (о нем мы вам ничего не расскажем).


Гаргантюа и Пантагрюэль (543717)
Вы можете изменить этот текст

Известный текст эпохи Возрождения о двух великанах-обжорах, доживающих свой век в доме для престарелых, звучит со сцены без изменений. Но Богомолов не был бы Богомоловым, если бы не смешал его с собственным сочинением. В спектакле появляются персонажи вроде певицы «Звезды Иванны» или Дамы Тамары. В качестве саундтрека звучат песни группы «Ласковый май» и Наташи Королевой, и звучат монологи о том, как хорошо «мы в молодости какали». Богомолов назвал роман Рабле «случаем феноменального тысячестраничного произвола» — и такое же определение подходит его спектаклю.


С любимыми не расставайтесь (527443)
Вы можете изменить этот текст

Одна из самых пронзительных пьес советского драматурга Александра Володина в постановке Генриетты Яновской. Мелодраму о браке, закончившемся разводом, она превратила в трагедию. Никакой лирики и сантиментов: перед зрителем марширует трагикомический парад разбившихся пар и несбывшихся судеб. Быт, измены, алкоголизм, глупые подозрения, дурацкие обвинения, упущенные возможности — в общем, вся неуютная правда жизни. Традиционный театр высочайшего качества, и видеть его жизнеспособность сегодня — редкое удовольствие.


Записки покойника (533634)
Вы можете изменить этот текст

В основе спектакля Сергея Женовача — «Театральный роман» Булгакова о начинающем писателе Максудове, который ждет, когда его пьесу поставят в театре. Ждет так долго и так страстно, что жизнь его превращается в кошмар, и он задумывается о самоубийстве. Сцена, в которой режиссер Иван Васильевич до изнеможения репетирует один-единственный эпизод, явно отсылает не только к Станиславскому (над которым посмеивался Булгаков), но и к самому основателю СТИ. Превратив трагедию в трагикомедию, Женовач поставил спектакль о безусловной любви к театру.


Золушка (540469)
Вы можете изменить этот текст

В основе спектакля Марфы Горвиц — одна из знаменитых антисказок француза Жоэля Помра. Главная героиня — девочка неопределенного возраста по прозвищу Зола. Она драит унитазы и убирает квартиру ненавистных родственников. Но не потому, что добрая и безответная, а потому что хочет наказать себя за то, что ее не было рядом, когда умирала мама. В принцев Зола не верит, зато умеет с ними дружить. «Золушка» — история про озлобленного подростка, не желающего взрослеть, без морализаторства и фальшивого хеппи-энда.