Полтора месяца назад в Москве прошла премьера «Призрака Оперы». 
С тех пор спектакли почти каждый день, и всякий раз на них — переполненные залы. Корреспондент «ВД» побывала за кулисами популярного мюзикла. 


Несколько лет назад я уже была за кулисами мюзикла во Дворце молодежи — «Стейдж Энтертейнмент», главная на сегодня компания по постановке западных мюзиклов в России, показывала «Красавицу и Чудовище». Запомнилось большое количество молодых людей, которые постоянно распевались, иногда в самых неожиданных местах, например у поста охраны. И костюмы с позолотой и рюшами.

Честно говоря, к «Красавице и Чудовищу» я тогда отнеслась довольно прохладно. В одной из сцен танцевали артисты, переодетые чашками и кофейниками. Это, конечно, постановка для семейного просмотра, многие на нее приходят с детьми. Так что на «Призрак Оперы» мы 
с фотографом Светой шли в несколько скептическом настроении. «Я с детства не люблю рюши», — сказала Света.

По ходу дела выяснилось, что «Призрак Оперы» на музыку Эндрю Ллойда Уэббера — одно из популярнейших шоу на планете. На Бродвее оно беспрерывно идет уже 26 лет. «Призрак» ставили в 30 странах мира. За все годы он собрал 5,6 млрд долларов. Ни одному голливудскому блокбастеру такое не снилось. Это самое кассовое развлекательное событие всех времен. Такая характеристика еще больше усугубила наши со Светой ожидания, поскольку мы — любители других развлечений: «Театр.doc», выставки в «Гараже», лекции на «Стрелке» и т.п.

Тайны грима

Показывать «кухню» «Призрака» нам должна была директор постановки Лилия Фаизова. Для начала она рассказала нам немного о создателях российской версии. Все свои мюзиклы «Стейдж Энтертейнмент» готовит по западным правилам. В «Призраке» задействовано большое количество иностранных специалистов мирового класса. Так, супервайзеры по гриму — Боб Маккарон и его жена Аннет Майлз («папа с мамой», как называют их здесь) — входят в десятку лучших мастеров на свете. Например, они работали на фильме «Матрица», гримировали Тома Круза, Мела Гибсона и Николь Кидман. Конечно, они не сидят в гримерках МДМ, рисуя артистам брови и губы. Боб с женой дали серию мастер-классов для российских гримеров — и теперь те за закрытыми дверями два часа «уродуют» Призраку лицо. Никто не должен видеть этот процесс. Дмитрий Ермак, исполнитель главной роли, на несколько секунд показал нам свое загримированное лицо вблизи. Непонятно, из-за чего сыр-бор. По сюжету Призрак уродлив настолько, что вынужден скрывать свое лицо под маской и вести уединенную жизнь в подземельях Оперы. Ермак же, даже несмотря на «язву в полчерепа», был вполне симпатичен.

#тасамаялюстра

Дальше Лилия стала нас водить по закулисному пространству. В оркестровой яме музыканты настраивали инструменты. Мы посетили сцену — там как раз рабочие поднимали-опускали декорации, открывали-закрывали занавес, проверяли готовность дым-машин, которые создают туман на поверхности подземного озера в одной из ключевых сцен спектакля. Наше внимание привлекла огромная люстра. В какой-то момент по сюжету она стремительно падает прямо на зрителей. Все кричат. Но в последнюю секунду траектория 
изменяется, и люстра оказывается на сцене. Многие зрители потом фотографируются на ее фоне и ставят в Инстаграме хештег «#тасамаялюстра».

За одной занавеской мы со Светой обнаружили манекен — окровавленного господина с изуродованным лицом. «Это из сцены „Маскарад“, — пояснила Лилия. — В XIX веке на маскарады было принято наряжаться пострашнее: палачами, клоунами, самоубийцами». Подняв голову, мы увидели еще один манекен, изображающий повешенного. Потом в каком-то темном углу наткнулись на огромного слона. «Бежим отсюда! — внезапно закричала наш гид. — Здесь сейчас будет что-то падать».

В этот момент нам со Светой стало почему-то очень весело. Возникло чувство, что мы попали в некий параллельный мир, где все происходит по своим законам. У артистов, которых мы встречали по пути, были удивительные имена, причем реальные, а не сценические: Таисия, Мерседес, Дейнека, Бостон. Повсюду были развешены сценические костюмы — позолоты и рюшей на них было мало. В основном благородный черный цвет, строгий покрой. Тут же, среди костюмов, был оборудован балетный класс с большим зеркалом и станком. Артистка готовилась к спектаклю. «Я не настоящая балерина, — крикнула нам она, — балерины не бывают такими полными!» В одной из комнат артисты распевались на слова Super Trouper.

Лучше, чем футбол

Вот это ощущение, что здесь с удовольствием проводят время, а не занимаются тяжелым и серьезным трудом, не покидало нас с момента входа. Видно было, что людям безумно нравится процесс. Конечно, творческая атмосфера присутствует во многих театральных закулисьях. Но здесь чувствовалась какая-то естественность. Нормально, когда молодые красивые люди дурачатся. Или когда рабочий сцены — тоже молодой и красивый — пугает непрошеных гостей криком: 
«А ну-ка брысь со сцены!» В одной из гримерок мы увидели написанное на зеркале слово «курица». «Это завистницы написали?» — обрадованно спросили мы у артистки. «Нет, — смутилась она, — это я себе написала, чтобы не забыть про курицу в холодильнике». Исполнительница главной женской роли (Кристина) Елена Бахтиярова рассказала нам, что 80 процентов ее фанатов — девушки, и что ей нельзя есть сырую рыбу. «А почему тогда у вас суши на столике?» — ехидно спросили мы. — «Так они с огурцом». Артистка, которая каждый вечер собирает аншлаги в одном из крупнейших театральных залов столицы, ни одним мускулом не прореагировала на наши глупые вопросы. Да и вообще, ни у одного из участников «Призрака» мы не заметили даже намека на звездную болезнь. Нам все постоянно улыбались. И, похоже, не только потому, что мы журналисты. А потому что здесь всем весело. Когда мы оказались на уроке вокала, который брал Андрей Школдыченко, Призрак из дублирующего состава, то просто потеряли дар речи. Представьте себе обыкновенного парня в джинсах и майке. Но вдруг этот парень начинает петь, и вы понимаете, что он — бог вокала.

К началу спектакля мы уже были полностью подготовленными. Я влюбилась во всех артистов сразу, включая «престарелых коммерсантов». А Света утверждала, что так хорошо ей было в последний раз в детстве, когда ее водили в цирк. Ну а про сам спектакль лучше всего сказал муж одной дамы: «Я не любитель мюзиклов, но жена уговорила. Ставлю четыре звезды. Пять могу поставить только на футбольный матч, да и то, если „Спартак“ выиграет». Подписываемся. Музыка Уэббера, от которой мурашки, роскошные голоса в нужной пропорции классического и мюзиклового вокала и вполне себе взрослый сюжет.