Свершилось. После скандальных слухов и секретной реконструкции Электротеатр «Станиславский» наконец открыт. О том, как устроен новый театр, — в репортаже «ВД».

Смена вех

Знакомые двери на Тверской, 23, за ними — совершенно незнакомое пространство. Теперь театр занимает два здания разных времен: часть небольшого дома начала XX века и более позднее строение. Из узнаваемого в интерьере — только боковые лестницы и балкон, тщательно отреставрированные и приведенные к своему первоначальному (досоветскому) облику. На месте даже дореволюционная лепнина — по словам архитекторов и дизайнеров, сейчас она выглядит, как в 1915 году. Весь первый этаж бывшего Драматического театра им. Станиславского превращен в фойе огромных размеров (от ресторанов-арендаторов театр избавился еще за год до ремонта). Теперь здесь располагается выставочное и лекционное пространство с арт-кафе и книжным магазином.

Прямо из фойе можно попасть в зал с уникальной сценой-трансформером, оснащенной суперсовременным звуковым и световым оборудованием. Публику режиссер может рассаживать, как ему вздумается, — зрительные ряды легко передвигаются или убираются вовсе. У театра шесть (немыслимое количество) репетиционных залов, уникальные гримерные для каждого актера, собственные цеха — драпировочный, костюмный, обувной, пошивочный, сварочный. Есть даже свое издательство.

Чудесным превращением обветшалого здания в современный, детально продуманный театральный комплекс занималось архитектурное бюро WOWHAUS (Крымская набережная и «Стрелка» — тоже его проекты, далее — новый «Художественный»). Электротеатр уже работает, но строительство не завершено. В планах — обустройство внутреннего дворика, мини-кинотеатра под открытым небом, галереи и еще одной, Малой сцены.

Мечта сбывается

«Утопия Юхананова» — так говорили об Электротеатре до его открытия. Ученик Анатолия Васильева и Анатолия Эфроса, бесспорный мэтр театрального андеграунда, Борис Юхананов стал художественным руководителем «Станиславского», выиграв конкурс, объявленный Департаментом культуры Москвы. Его концепция театра как общедоступного культурного центра убедила всех. Но в то, что это возможно будет воплотить в жизнь, верилось с большим трудом.

Тем не менее деньги на строительство и радикальные преобразования нашлись (800 млн рублей). Впереди у театра — 20 премьер. Это будут постановки Александра Огарева (ученика Анатолия Васильева), самого Юхананова (худрук готовит «Синюю птицу» и многосерийную оперу «Сверлийцы», которая будет идти по частям несколько вечеров подряд) и, наконец, Ромео Кастеллуччи. По слухам, новая работа скандального итальянца посвящена диалогу Христа и еще не воскресшего Лазаря, а одним из элементов постановки станут эксперименты с аммиаком. Еще одно долгожданное событие — открытие Школы современного зрителя. Предполагается, что все желающие смогут приходить на лекции и мастер-классы, главная цель которых — повысить уровень «театральной грамотности».

Большое открытие

Открывали Электротеатр в три этапа за один вечер. Сначала торжественный банкет в гостинице «Интерконтиненталь», затем — семиминутное световое шоу «Электрофасад». И, наконец, первая премьера — спектакль «Вакханки» греческого режиссера Теодороса Терзопулоса.«Электрофасад» произвел впечатление на все арт-сообщество. Игра видеоабстракций на фасаде отреставрированного здания под музыку Дмитрия Курляндского (объединившую духовные хоралы с диджейскими сэмплами и шумовыми эффектами) завершилась «явлением лика Станиславского». Перед спектаклем публика обсуждала метаморфозы, произошедшие с театром. Многих почему-то больше всего удивил новый логотип — теперь это светящаяся лампочка. В разговоре с обозревателем «ВД» Борис Юхананов пояснил: «Наш театр — театр света».

Можно сколь угодно иронично относиться к словам худрука, но открытие «Станиславского» — это, бесспорно, событие. Надеемся, зрители оценят все задумки театральных «реаниматоров».


Сергей Капков: «Это уникальное пространство, оборудованное по последнему слову техники, где будут ставиться спектакли высшей пробы. Я уверен, что этот театр займет особое место на театральной карте России и Европы».

Борис Юхананов: «Мы сделали театр, суть которого в представлении искусства режиссуры. Поэтому для меня так важно, чтобы здесь работали и выдающиеся мастера, и начинающие режиссеры. Я за свободу художественного поиска».

Теодор Терзопулос: «Электротеатр — уникальное образование. Он способен противостоять хаосу, который творится вокруг. В начале XXI века все мы думали, что в новом столетии проблем будет меньше. Что в итоге? Кризисы, катастрофы, войны и катаклизмы. Только в театре всего этого не существует, только в нем можно задуматься о гармонии, попытаться найти путь к ней в реальной жизни».

Синяя птица (608367)
Вы можете изменить этот текст