Совсем скоро Москву ждет театральный нон-стоп. «ВД» выбрал для вас самые интересные спектакли-номинанты, на которые стоит достать билеты во что бы то ни стало.

«Мера за меру»

6 марта, ПТ
Театр им. 
А.С. Пушкина

Страшно запутанную пьесу Шекспира английский режиссер Деклан Доннеллан превратил в короткий рассказ о том, что такое хорошо, а что такое плохо в условно-российском королевстве. Что речь идет о России, нетрудно догадаться, хотя Доннеллан прямых сравнений не делает и вообще сохраняет бесстрастность. Центральный образ — толпа в смятении и страхе перед переменами. В ней узнаваемы и полицейские, и проститутки, и госслужащие, и геи. Конец пьесы, впрочем, традиционный, шекспировский и счастливый, что, прямо скажем, немного не к месту — в высшую справедливость в России верится с трудом.

«Гамлет-коллаж»

11 марта, СР
Театр наций

Безусловный хит прошлого и нынешнего сезонов — спектакль канадского режиссера Робера Лепажа. Над сценой вращается куб, открытый с двух сторон. В крошечном пространстве в течение 135 минут Евгений Миронов в одиночку играет Гамлета, Гертруду, Офелию и остальных персонажей трагедии. Стенки куба с грохотом открываются и закрываются, Миронов появляется в разных образах, спускаясь на сцену на тросах (цирковых лонжах). По сути, это настоящий аттракцион, ничего похожего на который в репертуаре московских театров нет и не предвидится.

«Записки покойника»

18 марта, СР
«Студия театрального искусства»

В основе спектакля Сергея Женовача — «Театральный роман» Булгакова о начинающем писателе Максудове, который ждет, когда его пьесу поставят в театре. Ждет так долго и так страстно, что жизнь его превращается в кошмар, и он задумывается о самоубийстве. Сцена, в которой режиссер Иван Васильевич до изнеможения репетирует один-единственный эпизод, явно отсылает не только к Станиславскому (над которым посмеивался Булгаков), но и к самому основателю СТИ. Превратив трагедию в трагикомедию, Женовач поставил спектакль о безусловной любви к театру.

«С любимыми не расставайтесь»

26 марта, ЧТ
Московский театр юного зрителя

Одна из самых пронзительных пьес советского драматурга Александра Володина в постановке Генриетты Яновской. Мелодраму о браке, закончившемся разводом, она превратила в трагедию. Никакой лирики и сантиментов: перед зрителем марширует трагикомический парад разбившихся пар и несбывшихся судеб. Быт, измены, алкоголизм, глупые подозрения, дурацкие обвинения, упущенные возможности — в общем, вся неуютная правда жизни. Традиционный театр высочайшего качества, видеть жизнеспособность которого сегодня — редкое удовольствие.

«Алиса»

25, 26 марта, СР, ЧТ, в Киностудии «Амедиа», пав. № 13
Большой драматический театр им. 
Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

Спектакль, о билетах на который стоит задуматься прямо сейчас. Ажиотаж, действительно, нешуточный. Главный авангардист русской сцены Андрей Могучий поставил сказку Кэрролла, превратив Алису Фрейндлих в девочку Алису. Только вот таинственный мир Зазеркалья для нее — это ярусы и балконы старинного театрального зала. Прямо об этом не говорится, однако совершенно очевидно, что спектакль посвящен «светлому прошлому» БДТ. И сама главная героиня, и Шляпник, и Мартовский Заяц, и Королева, — все с тоской вспоминают былые деньки и признаются в любви к тому, чего уже не вернешь. Внимание, приготовьтесь к эпатажному второму акту — зрителей рассадят среди персонажей.

«Вишневый сад»

27–29 марта, ПТ–ВС, на сцене МХТ им. А.П. Чехова
Малый драматический театр — Театр Европы,
Санкт-Петербург

Новый спектакль Льва Додина критики называют самой странной и самой новаторской его постановкой. Чеховская пьеса идет далеко не в каноническом варианте, «выброшены» некоторые действующие лица, перемонтированы реплики. Актеры играют не на сцене (она закрыта экраном, на котором показывают любительскую кинохронику), а на узкой полоске перед сценой и в центральном проходе. Так что зритель может видеть «крупные планы». Лопахина — хозяина жизни, срубившего сад, играет Данила Козловский. Вечно влюбленную парижанку Раневскую — Ксения Раппопорт. Ее приемную дочь Варю, деловитую девушку-хозяйку, — Елизавета Боярская. Финал у спектакля неожиданный, хотя чеховская печаль в нем, разумеется, очевидна.

«Карамазовы»

30 марта, ПН
МХТ им. 
А.П. Чехова

Самый скандальный спектакль «Маски» — он же и самый мрачный. Действие романа происходит в городе Скотопригоньевске (по версии Богомолова, «Скотский город со Скотским банком и Скотским ТВ»), где милиционеры насилуют одного из братьев бутылкой, Катя-кровосос занимается сексом с пьяной Грушенькой. Дмитрий Карамазов вешается, Федор лупит сына под советский шлягер «Родительский дом», а отец Феофил на похоронах Карамазова-старшего горланит Show Must Go On. Гробы в этом городе заменяют солярии, памятники — унитазы. Бога, конечно, нет, а есть только черт и пошлость. Смотреть пятичасовую вакханалию о непростой жизни русского человека тяжело, но необходимо. Сильные ощущения и мучительные мысли о сегодняшней российской действительности гарантированы.

«Мадам Бовари»

5 апреля, ВС, на сцене «Гоголь-центра»
Русская антреприза им. А. Миронова, Санкт-Петербург

От классической мелодрамы Гюстава Флобера в этом спорном, но, без сомнения, ярком спектакле Андрия Жолдака не осталось и следа. Зато здесь есть видео с заговором богов, посылающих на Землю «яд любви», сцены вакхических безумств главных героинь (их у Жолдака две — французская Эмма и ее петербургская тезка, живущая в наше время), «таксидермические лисы», являющиеся обеим во время приступов бешенства, похороны живого человека, агрессивный саундтрек и пр. Основная мысль брутального спектакля — любовь сегодня — бессмысленное жертвоприношение, добровольная смерть. Даже если вам не по вкусу «вторжения в классику», эту версию «Мадам Бовари» стоит посмотреть, хотя бы из-за актрис Полины Толстун и Елены Калининой. Обе Эммы, по словам критиков, похожи на мощный разряд электричества.

«(М)ученик»

12–14 апреля, ВС–ВТ
«Гоголь-центр»

Спектакль Кирилла Серебренникова о последствиях чрезмерного увлечения любой идеологией (религиозной в том числе). А заодно о нетерпимости, гомофобии, антисемитизме и о неприятной человеческой способности превращаться в стадо. Главный герой — школьник Вениамин. Он терроризирует мать, учителей и одноклассников, пытаясь заставить их жить по библейским законам. Вениамин сыплет цитатами и требует все запретить: в доме — споры, в бассейнах — бикини, на уроках биологии — теорию Дарвина. Главная удача спектакля — душераздирающий финал (но о нем мы вам ничего заранее не скажем).

«Согласный / Несогласный»

10, 11 апреля, ПТ, СБ, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Театр
«Сцена-Молот», Пермь

Монтажная режиссура, современная музыка Курта Вайля и блестящие актерские работы «по Станиславскому» — вот что такое первая российская постановка дилогии главного немецкого драматурга XX века Бертольта Брехта. Осуществил ее немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков, приверженец ранней брехтовской концепции «дидактических (поучительных) пьес». Зрителя ждет история с двумя финалами. В одном человек принесет себя в жертву ради общества. Во втором — противопоставит свои цели интересам «коллектива». Какой финал прозвучит убедительнее, решит зритель.

«Три сестры»

13, 14 апреля, ПН, ВТ, на сцене Театра им. А.С. Пушкина
Театр им. Ленсовета,
Санкт-Петербург

Еще один эксперимент от режиссера Юрия Бутусова, который не боится играть с Чеховым, Шекспиром и всеми остальными классиками вместе взятыми. Пьесу «Три сестры» он превратил в трагикомическую клоунаду. Главный посыл — на свете ничего не меняется, все несчастны, а женщины — больше всех. Происходящее на сцене напоминает безумный и злой карнавал. Приближается катастрофа (а может, конец времен), и три сестры — его вестницы. Полураздетые, с оружием в руках и растекшейся тушью, они ждут, когда придет любовь. И, разумеется, не дожидаются. Спектакль идет практически пять часов, яростный саундтрек (хард-рок вперемешку с джазовыми стандартами) не даст вам заснуть, даже если на минутку забудетесь.

Kill

15 апреля, СР, нас цене Театра им. Евг. Вахтангова
Театр «Красный факел», Новосибирск

Спектакль Тимофея Кулябина по мотивам пьесы Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» — абсолютный must see фестивальной программы. Режиссер по максимуму осовременил классическую трагедию эпохи романтизма, а чистые идеалы — добро, зло, честь, долг, вписал в предельно размытую картину сегодняшнего мира. Перед зрителем — смелый и убедительный эксперимент, исследующий возможность (а если честно, то невозможность) любви и Бога. Чувства героев «спрятаны», любой поступок оправдан рационально, а в результате — пустота существования и смерть. Отдельный плюс — стильная сценография и гигантский видеозадник, с которого смотрят на сцену глаза Христа.