В многообразии оперных и балетных постановок, номинированных на главную театральную премию страны, ориентироваться трудно. «ВД» выбрал для вас только лучшие спектакли из Москвы, Екатеринбурга и Питера.

«Аида»

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
4, 5 марта

Мировая знаменитость режиссер драмы Петер Штайн очень тщательно готовил с артистами роли, точно продумывал перемещения хора и скрупулезно разводил мизансцены. Видно, что в неродном оперном царстве он до педантизма честно отвечал на въедливый вопрос «зачем это делается». Опере это пошло на пользу, но не избавило действо от шероховатостей. Важно, что в наше уставшее от войн и потрясений время режиссер увидел мощную драму Верди как камерную историю о любви, которой мешают социальные условности. А оркестр МАМТа в знаменитом марше победителей обнаружил нечто свежее — тревогу колосса на глиняных ногах.

«Летучий голландец»

Театр оперы и балета (Екатеринбург) на сцене Большого театра
19 марта

Непростые отношения российской сцены с Рихардом Вагнером продолжают развиваться. Дирижер спектакля Михаэль Гюттлер уверен, что ему очень помог в работе опыт общения с Мариинским театром, открывшим на Вагнере свою золотую жилу. В отличие от подзабытой постановки Большого театра, этот «Летучий голландец» выглядит современнее и трактуется командой авторов как история о любви, свободе, долге и сильном герое, идущем против толпы. На сцене обещают ребристые конструкции и клубы дыма вместе с очень хорошим качеством музыкального исполнения.

«Дама с камелиями»

Большой театр
21 марта

Хореограф Джон Ноймайер поставил эту мелодраму почти сорок лет назад на сборник сочинений Шопена. Его рамка — «воспоминания» стоящего у края Основной сцены героя, берущего то книгу, то шляпку уже как бы умершей героини на посмертном аукционе ее вещей. Сюжет об обманутой любви опирается на три богатых смыслами па-де-де Маргариты и Армана и психологически точные мизансцены — от флирта будущих любовников на пленэре до сдержанных прогулок в сцене ревности. Главная Дама с камелиями, Светлана Захарова, номинирована за лучшую женскую роль.

«Укрощение строптивой»

Большой театр
26–28 февраля

Крайне удачный спектакль хореографа из Монако Жана-Кристофа Майо по сюжету Шекспира получился ярким, веселым, в меру гламурным. Дерзкую рыжую Катарину (Екатерина Крысанова), поначалу ворвавшуюся на сцену разъяренной львицей, а к финалу мурлыкающую кошечкой, укрощает неожиданно шикарный Петруччо (Владислав Лантратов). Парочка образцовых тихоней Бьянка (Ольга Смирнова) и Люченцио (Семен Чудин) ярко с ними контрастируют. Не только спектакль, но и вся перечисленная четверка номинирована на национальную премию.

«Женщина в комнате»

Фонд Дианы Вишневой (Санкт-Петербург) и компания Ardani Artists (США) на сцене Большого театра
26 марта

Неутомимая Диана Вишнева что ни сезон, то удивляет публику новыми яркими работами, ничуть не похожими на прежние. Специально для нее придумала спектакль парижская волшебница Каролин Карлсон, увидевшая в балерине и ее адское трудолюбие, и поразительную витальность. Бесконечный бег зацепившейся за кромку стола Женщины застревает в памяти как феминистская версия труда Сизифа. Финал, однако, нежный и позитивный: балерина наполняет громадный поднос крупными лимонами и раздает их залу. На прежнем показе в Москве благодарные зрители преподнесли ей вместо букета на поклонах лимонное деревце.