В многообразии оперных и балетных постановок, номинированных на главную театральную премию страны, ориентироваться трудно. «ВД» выбрал для вас только лучшие спектакли из Москвы, Екатеринбурга и Питера.
«Аида»
Музыкальный театр им.
4, 5 марта
Мировая знаменитость режиссер драмы Петер Штайн очень тщательно готовил с артистами роли, точно продумывал перемещения хора и скрупулезно разводил мизансцены. Видно, что в неродном оперном царстве он до педантизма честно отвечал на въедливый вопрос «зачем это делается». Опере это пошло на пользу, но не избавило действо от шероховатостей. Важно, что в наше уставшее от войн и потрясений время режиссер увидел мощную драму Верди как камерную историю о любви, которой мешают социальные условности. А оркестр МАМТа в знаменитом марше победителей обнаружил нечто свежее — тревогу колосса на глиняных ногах.
«Летучий голландец»
Театр оперы и балета (Екатеринбург) на сцене Большого театра
19 марта
Непростые отношения российской сцены с Рихардом Вагнером продолжают развиваться. Дирижер спектакля Михаэль Гюттлер уверен, что ему очень помог в работе опыт общения с Мариинским театром, открывшим на Вагнере свою золотую жилу. В отличие от подзабытой постановки Большого театра, этот «Летучий голландец» выглядит современнее и трактуется командой авторов как история о любви, свободе, долге и сильном герое, идущем против толпы. На сцене обещают ребристые конструкции и клубы дыма вместе с очень хорошим качеством музыкального исполнения.
«Дама с камелиями»
Большой театр
21 марта
Хореограф Джон Ноймайер поставил эту мелодраму почти сорок лет назад на сборник сочинений Шопена. Его рамка — «воспоминания» стоящего у края Основной сцены героя, берущего то книгу, то шляпку уже как бы умершей героини на посмертном аукционе ее вещей. Сюжет об обманутой любви опирается на три богатых смыслами па-де-де Маргариты и Армана и психологически точные мизансцены — от флирта будущих любовников на пленэре до сдержанных прогулок в сцене ревности. Главная Дама с камелиями, Светлана Захарова, номинирована за лучшую женскую роль.
«Укрощение строптивой»
Большой театр
26–28 февраля
Крайне удачный спектакль хореографа из Монако
«Женщина в комнате»
Фонд Дианы Вишневой (
26 марта
Неутомимая Диана Вишнева что ни сезон, то удивляет публику новыми яркими работами, ничуть не похожими на прежние. Специально для нее придумала спектакль парижская волшебница Каролин Карлсон, увидевшая в балерине и ее адское трудолюбие, и поразительную витальность. Бесконечный бег зацепившейся за кромку стола Женщины застревает в памяти как феминистская версия труда Сизифа. Финал, однако, нежный и позитивный: балерина наполняет громадный поднос крупными лимонами и раздает их залу. На прежнем показе в Москве благодарные зрители преподнесли ей вместо букета на поклонах лимонное деревце.