Совсем скоро «
Кирилл Семенович, ходили слухи, что ремонт «
Спешу развеять слухи. Дело в том, что нам изначально давали деньги на ремонт сроком в год. Нужно было полностью переделать закулисную часть, публичные помещения. Но когда мы запускались, я подумал, если будем ждать год, артисты разбегутся или еще
Что изменилось?
Я уверен, что если человек находится в нечеловеческих условиях за кулисами, это обязательно отразится на том, что он делает на сцене. Теперь после ремонта у артистов будут комфортабельные гримерки. Еще один большой репзал, новая костюмерная, лифт для перемещения костюмов из зоны хранения. В общем, все то, что должно быть в театре в принципе. Не в самом крутом, но современном. И несмотря на то, что ремонт еще идет, мы репетируем пять спектаклей одновременно.
Ими откроетесь?
Да, март у нас — месяц премьер. Начнем спектаклем Евгения Григорьева «Павлик — мой бог». Это версия драматурга Нины Беленицкой известной истории про
Сами вы репетируете спектакль по первому роману Ивана Гончарова. Почему именно этот текст?
«Обыкновенная история» Гончарова — роман воспитания. Он был написан, когда жизнь кардинально изменилась, — началась техническая революция, появились машины, мануфактуры, капитализм. Герой Гончарова Саша Адуев — наивный мальчик из провинции, вот он приезжает в столицу. Из уютного дома — в жесточайший город. Разве это не современный сюжет? Какое количество таких вот мальчиков с романтическими идеями и завышенными ожиданиями сегодня едут в Москву? Чтобы стать «даниилами козловскими» или «олегами дерипасками». Ведь их тысячи, сотни тысяч.
Адуева-младшего столица в итоге сломала. Но и его дядю, образец успешного и циничного жителя столицы, счастливым назвать трудно. Гончаров написал роман воспитания, вы ставите спектакль с пессимистичным посылом?
Театр никогда не ставит наклейки «хорошо» — «плохо». Он показывает ситуацию и позволяет зрителю все решать самому. Я в этой истории ничего не приукрашиваю. И мне очень важно, чтобы люди, которые играют в спектакле, несли с собой правду сегодняшней жизни, нашего времени. А это не
Инсценировку я написал года три назад. Но не мог найти артиста, который бы сыграл
Почему?
Он сильный профессиональный артист. Очень талантливый. Предельно честный. Бесстрашный. И человек, действительно живущий в надеждах и иллюзиях. Он
«Обыкновенная история» — это будет жесткий спектакль?
Это версия. Да, версия жесткая. Но она не только про социальные вещи. Там же ведь и любви полно. Саша Адуев проживает несколько страстных романов, и его воспитание происходит в их контексте. У нас будет целая галерея очень интересных женских типов, которые мы еще и разнообразили. Женщины в спектакле — эдакие эринии, они поют музыку, которую написал прекрасный Саша Маноцков. И все такие
Кирилл Семенович, после «Обыкновенной истории» вы собираетесь выпускать спектакль по некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо». Ее никогда и никогда до этого в театре не ставил. И в принципе оба автора всегда были неугодны властям.
Поэтому власть всегда поступала с их текстами очень интересным образом. Она делала их скучными.
Что вы имеете в виду?
Это просто. Хотите, чтобы Некрасова никто не прочел, — «сошлите» его в школьную программу. Это лучший способ его похоронить. А вы на секунду забудьте все, что вам твердили на уроках, возьмите и прочитайте. Это же один из самых радикальных текстов, и в поэтическом плане, и в плане правды о нас с вами. Диагноз-то Некрасов нам ставит неутешительный.
Это и ваш принцип тоже — ставить
Я хочу репертуар этого театра строить таким образом, чтобы в нем были названия, которых нет ни у кого. Либо спектакли с популярными названиями, но с уникальным решением. Это возможно, если за дело берется
Зачем непременно переносить действие в современность?
Я недавно наткнулся на интервью Льва Додина. В сознании многих он — апологет классического театра. Но на самом деле это один из самых резких и принципиальных современных
А вы
В
«Кому на Руси жить хорошо» — спектакль, который вы делаете совместно с Ярославским театром им. Федора Волкова. Почем именно эта труппа?
Так сложилось.
Знаю, что вы с Театром Волкова и своими артистами ездили в экспедицию по некрасовским местам. Впечатления от увиденного, наверное, предсказуемы. Мрак, разруха… И
Прежде всего, это люди, которые в унизительных обстоятельствах стараются остаться людьми. Почти в каждом селе есть энтузиаст, который создал
Как местные жители реагировали на ваш приезд, на артистов?
Прекрасно. Мы приходили в гости к людям. Пили с ними водку, пели песни, слушали их рассказы, кивали и задавали вопрос, кому на Руси жить хорошо.
Они отвечали?
Отвечали. Им, говорили, на Руси жить хорошо. В этом же и «прелесть» нашей страны — что всем все нормально и даже хорошо.
Вы сейчас серьезно это сказали?
Абсолютно. Говорят: «А че? Все нормально, живем вот. Закрыли, правда, школу, и больницу, и роддом. Но ничего, помаленьку. Живем».
Зачем вам понадобились сказки Афанасьева? Слышала, вы включаете их в свой спектакль.
Вот вы спрашивали у меня про светлое… Именно для этого. Некрасовская поэма — это история про русское рабство. А сказки — про свободу. Только в сказках русский человек абсолютно свободен. Хочет — летает, хочет — сексом занимается, хочет — матерится. Кстати, некрасовская поэма и афанасьевские сказки писались одновременно. Они однокоренные авторы, в жизни дружили. В Карабихе на столе у Некрасова лежит томик этих самых сказок.
В процессе работы над этим спектаклем, после экспедиции, как бы вы продолжили фразу «Россия — это…»?
Моя Россия — это поэзия, музыка, театр, кино, словом, искусство в самых разных проявлениях. Культура сейчас, несмотря ни на что, переживает расцвет. Другое дело, что общество не готово к этому расцвету. Оно пугается, пишет доносы, бежит в прокуратору, истерит. Ненавидит. Культура — вещь хрупкая. Ее легко можно затоптать ногами, забить палкой, сгноить в тюрьме. И это все вполне может произойти. Вообще, что угодно может произойти. Если будут заводиться уголовные дела на талантливых людей (за день до нашей встречи с К. С. было заведено уголовное дело на режиссера Тимофея Кулябина, поставившего в Новосибирске оперу Вагнера «Тангейзер». Обвинение — умышленное публичное осквернение религиозных символов. — Прим. ред.), рано или поздно они скажут «да пошли вы к черту» и уедут из страны.
А вы уедете?
Пока не собираюсь, видите, ремонт заканчиваем.
Для вас театр — форма протеста или территория свободы?
Форма свободной жизни. У Некрасова есть хорошая притча про холопа примерного Якова верного, который протестуя против рабства, барина и его несправедливого приговора, вешается. Он своей смертью мстит барину. История поучительная. Она про бунт рабов. Он страшен, отвратителен. Я его не приемлю точно так же, как не приемлю рабство. Я всегда выбираю свободу.
Чтобы люди понимали, что это за свобода, их надо с утра до вечера образовывать. Именно. Только так и надо. Другого варианта нет — все, что происходит сегодня, все эти чудовищные марши, судебные иски и прочее… они происходят
Как у классика — кто виноват, и что делать?
Сопротивляться, кто как может. Мракобесам и мерзавцам надо сопротивляться. В «