Спектакли на «неосторожные» темы в большой моде. Зрители бьются за билеты, критики ликуют, чиновники придумывают запретительные акты. Мы составили ликбез для тех, кто хочет разобраться в сегодняшней театральной политической сатире.
Классика «наизнанку»
Как Хрестоматийный текст нещадно режется на куски, иногда переписывается полностью. Имена героев и сюжетные линии сохраняются. Остальное — место действия, время, речь и образы героев — родом из нашего сегодня. Местами все это фантастически смешно, и, если вы ничего не имеет против шуток про продажных чиновников, религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, получите массу удовольствия.
Примеры В «Мертвых душах» (
Менее известная, но не менее острая постановка — «Враг народа» Никиты Кобелева (Театр им. Вл. Маяковского, ср 29 апреля). Пьесу Ибсена переписала Саша Денисова: история борьбы честного курортного врача (знающего, что вода в целебных источниках отравлена) с циничным мэром (не желающим источники закрывать) замечательно легла на российскую действительность.
Факты В 2013 году православные активисты прервали спектакль «Идеальный муж» в МХТ им.
Сатира из прошлого
Как Шедевры сатиры
Примеры В недавней премьере «Вальпургиевой ночи» («Ленком», пт 10 апреля) Марк Захаров «озвучил» знаменитый текст романа
В «Самоубийце» Сергея Женовача («Студия театрального искусства», чт 9, пт 24 апреля) текст Николая Эрдмана (в свое время запрещенный Сталиным) тоже звучит «как новенький». А финальный вывод о необходимости идеологических покойников и вовсе пугает.
Спектакль Евгения Каменьковича «Современная идиллия» по
Факт Премьера «Самоубийцы» состоялась 1 марта, на следующий день после убийства Бориса Немцова. В кулуарах обсуждали, насколько страшно прозвучала со сцены фраза: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый».
Новые пьесы на злобу дня
Как Пишется абсолютно новый текст: сказка, фэнтази, даже анекдот. Иногда в лоб, иногда посредством метафор — но зрителю нетрудно догадаться, что речь о политическом сегодня.
Примеры В спектакле «Сфорца» Алексея Жеребцова (текст Саши Денисовой) (Центр им. Вс. Мейерхольда, ср 22 апреля) перед нами — реально существовавшее семейство Висконти и простолюдин крестьянин Сфорца, захвативший Милан. Вражда, войны, убийства и передел власти — все это могло бы превратиться в «пыльный» спектакль, интересный только поклонникам сериалов про королей и их любовниц. Но намеки на кремлевскую ситуацию, народную панику и украинские волнения разбросаны повсюду. При этом никакого пафоса, это скорее изящная, «женская» сатира на происходящее.
В «Отморозках» Кирилла Серебренникова (текст Захара Прилепина) (
В «БерлусПутине» (по пьесе Дарио Фо) («Театр.doc», чт 16 апреля) герой — глава государства — в результате страшной аварии становится «добрым, милосердным и благородным», он бежит к
Факт Официально «Театр.doc» оказался в опале не