Папаша Карамазов, звезда шансона, экс-киллер, откинувшийся зэк, алкаш-философ… Все роли Игоря Миркурбанова, получившего в этом году «Золотую маску» как лучший актер страны, — в нашем обзоре.
«Идеальный муж»
МХТ им. А.П. Чехова
расписание
«Идеальный муж». Источник: Екатерина Цветкова/МХТ им. А.П. Чехова
«Привет, Кремль!» — бросает в зал звезда шансона Лорд, — и начинает распевать блатные хиты про русские березки и «стра-а-а-нную жензину-стра-а-а-нную». Так начинается пятичасовая комедия главного нарушителя театрального спокойствия Константина Богомолова, поставленная якобы по Оскару Уайльду. И новая карьера актера Игоря Миркурбанова, долгое время сидевшего без работы. Богомолов разглядел в нем героя нашего времени, одарив главными ролями во всех своих хитах. «Идеальный муж» — злая пародия на современную Россию. Два влюбленных гея скрывают свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу (его-то и играет Миркурбанов) не пристало «позориться». Тем, кто любит шутки про религию, нетрадиционную ориентацию, Путина и псевдорублевских шлюх, точно сюда.
«Вальпургиева ночь»
«Ленком»
расписание
«Вальпургиева ночь». Источник: Московский театр Ленком
Вслед за Богомоловым отрицательное обаяние артиста Миркурбанова открыл Марк Захаров, пригласив на главную роль в своем спектакле по произведениям Венедикта Ерофеева. Артисту достался образ Венички из культовых «Москвы–Петушков», — философствующего алкоголика, падшего ангела, все повидавшего, безнадежно уставшего и все-таки продолжающего любить безумную страну. Иногда артист молча стоит на сцене, пока другие старательно разыгрывают какой-нибудь особенно важный кусок. А взгляд все равно прикован к нему, к его больным глазам, кривой ухмылке, прядям несовременной стрижки. А как он декламирует знаменитые парадоксы: «Равняться на Европу, как мне кажется, — это значит безнадежно отставать от нее» и др. Заслушаться можно!
«Карамазовы»
МХТ им. А.П. Чехова
расписание
«Каразамзовы». Источник: Екатерина Цветкова/МХТ им. Чехова
За роль Федора Карамазова Миркурбанов получил «Золотую маску». Он играет инфернальный образ отца семейства, частенько срываясь на звериный рык. Избивает сыновей под песню «Родительский дом», а в финале перевоплощается в Черта, язвительно голосящего любимую песню наших дедушек и бабушек «Я люблю тебя, жизнь». У кощунственных аттракционов в мощном миркурбановском исполнении — ясная цель. Артист играет «ад, который спрятан в каждом из нас». Действие романа происходит в городе Скотопригоньевске (по версии Богомолова, «Скотский город со Скотским банком и Скотским ТВ»), где милиционеры насилуют одного из братьев бутылкой, Катя-кровосос занимается сексом с пьяной Грушенькой. Гробы в этом городе заменяют солярии, памятники — унитазы. Бога, конечно, нет. Смотреть пятичасовую вакханалию о непростой жизни русского человека тяжело, но необходимо. Сильные ощущения гарантированы.
«Борис Годунов»
«Ленком»
расписание
«Борис Годунов». Источник: Московский театр Ленком
В еще одном хите Константина Богомолова Миркурбанову досталась роль Гришки Отрепьева, точнее его современной версии. Теперь Самозванец — это откинувшийся зэк, подставляющий народу «козу» в сверкающих перстнях и брезгливо требующий «Целуйте крест!». Образ в контексте эпатажного спектакля органичен. Пушкинского «Бориса Годунова» Богомолов переиначил до неузнаваемости, превратив в злободневный капустник с саундтреком из песен Глюкозы и Киркорова. Борис Годунов (Александр Збруев) здесь жует жвачку и в упор расстреливает неугодных, а Марина Мнишек (Мария Миронова), в которую очень правдоподобно Отрепьев–Миркурбанов влюблен, разговаривает с польским акцентом и жаждет уничтожить «побольше москалей и жидов». И, как ни странно, несмотря на драматизм, все это фантастически смешно.
«Чайка»
Театр п/р Олега Табакова на сцене МХТ им. А.П. Чехова
расписание
Чайка. Источник: Московский театр п/р О. Табакова
В первой версии этого спектакля роль Тригорина играл Константин Хабенский. Образ писетеля-псевдоциника, счастливо пристроившегося возле актрисы Аркадиной, звучал иначе. В несчастье героя верилось охотнее, чем в его равнодушие. Миркурбанов легко превратил Тригорина в чудовище. Человека, который ничего не делает, только потребляет. Чужие идеи, славу, деньги, любовь. А вообще богомоловская «Чайка» — это издевательский привет всем ратующим за классический театр. Хотели без скандала и по всем правилам? — забирайте. На длинных деревянных скамейках сидят артисты и произносят чеховский текст. Сухо, сдержанно, кто-то — почти неслышно. Задник сцены отзеркаливает происходящее на видео. Монотонная музыка добавляет выхолощенному действию гипнотической силы: не поверить в то, что жизнь — или скука, или трагедия, невозможно.