Папаша Карамазов, звезда шансона, экс-киллер, откинувшийся зэк, алкаш-философ… Все роли Игоря Миркурбанова, получившего в этом году «Золотую маску» как лучший актер страны, — в нашем обзоре.

«Идеальный муж»

МХТ им. А.П. Чехова
расписание

«Привет, Кремль!» — бросает в зал звезда шансона Лорд, — и начинает распевать блатные хиты про русские березки и «стра-а-а-нную жензину-стра-а-а-нную». Так начинается пятичасовая комедия главного нарушителя театрального спокойствия Константина Богомолова, поставленная якобы по Оскару Уайльду. И новая карьера актера Игоря Миркурбанова, долгое время сидевшего без работы. Богомолов разглядел в нем героя нашего времени, одарив главными ролями во всех своих хитах. «Идеальный муж» — злая пародия на современную Россию. Два влюбленных гея скрывают свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу (его-то и играет Миркурбанов) не пристало «позориться». Тем, кто любит шутки про религию, нетрадиционную ориентацию, Путина и псевдорублевских шлюх, точно сюда.

«Вальпургиева ночь»

«Ленком»
расписание

Вслед за Богомоловым отрицательное обаяние артиста Миркурбанова открыл Марк Захаров, пригласив на главную роль в своем спектакле по произведениям Венедикта Ерофеева. Артисту достался образ Венички из культовых «Москвы–Петушков», — философствующего алкоголика, падшего ангела, все повидавшего, безнадежно уставшего и все-таки продолжающего любить безумную страну. Иногда артист молча стоит на сцене, пока другие старательно разыгрывают какой-нибудь особенно важный кусок. А взгляд все равно прикован к нему, к его больным глазам, кривой ухмылке, прядям несовременной стрижки. А как он декламирует знаменитые парадоксы: «Равняться на Европу, как мне кажется, — это значит безнадежно отставать от нее» и др. Заслушаться можно!

«Карамазовы»

МХТ им. А.П. Чехова
расписание

За роль Федора Карамазова Миркурбанов получил «Золотую маску». Он играет инфернальный образ отца семейства, частенько срываясь на звериный рык. Избивает сыновей под песню «Родительский дом», а в финале перевоплощается в Черта, язвительно голосящего любимую песню наших дедушек и бабушек «Я люблю тебя, жизнь». У кощунственных аттракционов в мощном миркурбановском исполнении — ясная цель. Артист играет «ад, который спрятан в каждом из нас». Действие романа происходит в городе Скотопригоньевске (по версии Богомолова, «Скотский город со Скотским банком и Скотским ТВ»), где милиционеры насилуют одного из братьев бутылкой, Катя-кровосос занимается сексом с пьяной Грушенькой. Гробы в этом городе заменяют солярии, памятники — унитазы. Бога, конечно, нет. Смотреть пятичасовую вакханалию о непростой жизни русского человека тяжело, но необходимо. Сильные ощущения гарантированы.

«Борис Годунов»

«Ленком»
расписание

В еще одном хите Константина Богомолова Миркурбанову досталась роль Гришки Отрепьева, точнее его современной версии. Теперь Самозванец — это откинувшийся зэк, подставляющий народу «козу» в сверкающих перстнях и брезгливо требующий «Целуйте крест!». Образ в контексте эпатажного спектакля органичен. Пушкинского «Бориса Годунова» Богомолов переиначил до неузнаваемости, превратив в злободневный капустник с саундтреком из песен Глюкозы и Киркорова. Борис Годунов (Александр Збруев) здесь жует жвачку и в упор расстреливает неугодных, а Марина Мнишек (Мария Миронова), в которую очень правдоподобно Отрепьев–Миркурбанов влюблен, разговаривает с польским акцентом и жаждет уничтожить «побольше москалей и жидов». И, как ни странно, несмотря на драматизм, все это фантастически смешно.

«Чайка»

Театр п/р Олега Табакова на сцене МХТ им. А.П. Чехова
расписание

В первой версии этого спектакля роль Тригорина играл Константин Хабенский. Образ писетеля-псевдоциника, счастливо пристроившегося возле актрисы Аркадиной, звучал иначе. В несчастье героя верилось охотнее, чем в его равнодушие. Миркурбанов легко превратил Тригорина в чудовище. Человека, который ничего не делает, только потребляет. Чужие идеи, славу, деньги, любовь. А вообще богомоловская «Чайка» — это издевательский привет всем ратующим за классический театр. Хотели без скандала и по всем правилам? — забирайте. На длинных деревянных скамейках сидят артисты и произносят чеховский текст. Сухо, сдержанно, кто-то — почти неслышно. Задник сцены отзеркаливает происходящее на видео. Монотонная музыка добавляет выхолощенному действию гипнотической силы: не поверить в то, что жизнь — или скука, или трагедия, невозможно.