Наш небольшой путеводитель по главным балетным театрам Европы поможет вам понять, что вы ни в коем случае не должны пропустить, если в наступившем году попадете в одну из европейских стран нашего списка.

Поход в театр – событие радостное. А поход в театр за границей – еще и запоминающееся на всю жизнь. Театры Европы устроены немного иначе, чем наши, поэтому будет вдвойне интересно разобраться в их системе. Современный репертуар европейских театров включает в себя почти все направления хореографии: тут Август Бурнонвиль и Мариус Петипа, Алексей Ратманский и Матс Эк и многие другие. Так что нужно просто выбрать, что именно вас интересует, потратить на это дело некоторое количество евро (цены не слишком отличаются от цен Большого) и наслаждаться великим искусством балета.

В 2004 году весь балетный мир отмечает юбилей Джорджа Баланчина. Ни один театр мира не обойдет это грандиозное событие. Конечно, можно посмотреть его балеты и в Мариинском театре, но лучше поехать в Нью-Йорк, где он поставил большую часть балетов. Ну а если так далеко уехать сложно, тогда можно заглянуть в старушку Европу. Она готова преподнести в этом году немало сюрпризов.

Гранд-опера
(Opera de Paris)

Старейший театр Франции. Именно в нем работали люди, которые оказали впоследствии немалое влияние на развитие искусства хореографии. В их числе Новерр, Тальони, Мариус Петипа, Серж Лифарь и Рудольф Нуреев. Известно, что на французский балет XX века повлияла русская школа дягилевских сезонов. Но то, что дольше всех по времени Гранд-опера руководил именно русский балетмейстер (Серж Лифарь), – интересный парадокс. Сейчас Парижская опера является одним из сильнейших театров Европы, а ее школа по праву считается одной из самых трудных. В то время как балетные тенденции уплыли в сторону гимнастической растяжки и акробатических номеров, Гранд-опера по-прежнему сохраняет традиции мелкой техники и отточенного мастерства.

В нынешнем году там можно будет посмотреть балеты, которые в свое время прославили данный театр, – классическую постановку Жана Коралли и Жюля Перро «Жизель», «Сильфиду» Пьера Лакотта. В этом сезоне будут идти некоторые балеты Иржи Килиана. Театр Опера де Пари не только пестует классическое наследие, но и ищет новые виды хореографии. И то, что нестандартная, но безусловно являющаяся классикой современного балета «Жизель» Матса Эка идет в этом театре, удивления не вызывает. Тем более что классический вариант «Жизели» показывают гораздо реже эковского. Зрителю XXI века интереснее наблюдать Жизель не на кладбище в сопровождении виллис, а в сумасшедшем доме, где повелительница виллис Мирта представляется нам в качестве первой медсестры.

В январе Большой театр покажет на сцене Гранд-опера «Лебединое озеро», «Дочь фараона» и «Пиковую даму» Ролана Пети, который сам когда-то работал в Париже. Ближе к июню школа при Гранд-опера будет представлять свой концерт.

Сайт: www.opera-de-paris.fr

Ковент-Гарден
(Covent Garden)

В Лондоне невозможно не заметить рекламы главнейшего балетного театра страны. Большие плакаты с изображением балерины висят повсюду. Вид самого театра, конечно, не столь величествен, как Большого, но внутри он очень милый и уютный. Как и многие театры Европы, Ковент-Гарден не был сначала ни балетным, ни оперным. До этого он соперничал с одним из самых старых и знаменитых театров Англии «Дрюри Лейн», и только с 1931 года здесь стали танцевать. Первый хореограф Ковент-Гардена – Фредерик Аштон – так и остался главным балетмейстером театра. Он создал репертуар, которому сегодня в основном и следует труппа. С Аштоном соперничают только балеты Кеннета МакМиллана, поставившего для британской труппы немало хороших вещей. Президентом балетной труппы Ковент Гардена является не кто иной, как Его Королевское Высочество.

Сегодня труппа по большому счету держится на приглашенной звезде мирового уровня Сильвии Гиллем – балерине, для которой специально ставили свои балеты и Морис Бежар, и Матс Эк, и многие другие. Она балерина всестороннего таланта: с блеском танцует и классику, и модерн, демонстрируя не только свои потрясающие данные, но и выученную французскую школу, и артистизм. В наступившем году ее можно будет увидеть в балете юбиляра Баланчина «Блудный сын». В «Ромео и Джульетте» Кеннета МакМиллана Гиллем станцует со своим партнером Николя ля Ришем.

Репертуар театра в 2004 году очень многообразен и плодовит. Тут и аштоновские «Золушка», «Дафнис и Хлоя», и балеты МакМиллана «Ромео и Джульетта», «Анастасия» и знаменитая «Манон». Балеты дягилевских сезонов: фокинский «Призрак розы», «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского (его будет танцевать питерский танцовщик Вячеслав Самодуров) и «Свадебка» сестры Нижинского Брониславы. Новая постановка текущего года – «Онегин» современного балетмейстера Джона Кранко. Либретто балета точно следует сюжету Пушкина и, естественно, музыке Чайковского. Не обойдется и без Баланчина. «Симфония до-мажор», «Агон» и «Блудный сын» – эти спектакли будут идти на юбилее великого балетмейстера.

Сайт: www.royalopera.org

Королевский датский театр
(Royal Danish Theater)

Королевский театр Дании прежде всего связан с именем Августа Бурнонвиля, школа которого не только в то время подняла датский балет на вершины искусства, но и до сих пор остается одной из самых трудных для исполнения. До конца XVIII века в Королевском театре шли только драматические спектакли. Затем здесь образовались три самостоятельные труппы: балетная, оперная и драматическая. С 1933 года театр разделил пространство между драмой и музыкальным театром, отдав одну площадку драматическому искусству, а другую – балетному и оперному. С 1857 года работает училище при театре.

Сейчас в Дании идет смешанный репертуар, состоящий из балетов Бурнонвиля и постановок приглашенных хореографов. Из балетов Бурнонвиля можно увидеть «Неаполь», «Народное сказание». Алексей Ратманский, который с января 2004 года стал руководителем балетной труппы Большого театра, в Королевском театре поставил «Анну Каренину» на музыку Родиона Щедрина. Из репертуара Баланчина там будут идти «Серенада» и 2-й фортепианный концерт Чайковского.

Сайт: www.kgl-teater.dk

Ла Скала (La Scala)

Когда гуляешь по улочкам Милана и натыкаешься на небольшое серенькое здание, то и в голову не приходит, что это великий оперный театр, носящий гордое название «Ла Скала». Внешне он не производит никакого впечатления: маленький, простенький, с несколькими колоннами... Рядышком, через дорогу, стоит монумент Леонардо да Винчи; еще ближе есть интересное театральное кафе, где на стенах висят фотографии знаменитых людей, выступавших в этом театре, их афиши с автографами. Тут можно увидеть красивую фотографию примы «Ла Скала» Марии Каллас и фотографию, изображающую в каком-то неимоверном полете выступавшего здесь Михаила Барышникова.

Театр строили на месте церк-ви «Санта Мария делла Скала», откуда и пошло название. При раскопках площади для строительства здания нашли огромную мраморную глыбу, на которой был изображен знаменитый мим Древнего Рима Пилад. Это посчитали добрым знаком. Специально на открытие театра (1778 год) не кто иной, как Антонио Сальери, написал оперу «Признанная Европа».

В 2004 году здесь можно увидеть «Манон» МакМиллана, «Лебединое озеро» Бурмейстера и «Летучую мышь» Ролана Пети. До сих пор главной звездой «Ла Скала» является Алессандра Ферри – и сейчас молодой состав женской труппы не может превзойти «старушку» с мировой известностью.

Сайт: www.teatroallascala.org