То интернациональный коллектив с арабским названием, в переводе означающим «вдохновение», в стилистике которого сочетаются тонкость русского психологизма и балаганная им-провизация, броские оттенки комедии дель арте и восточная чувственная красота, традиции узбекской комедии масхарабоз. «Ильхом» – один из самых успешных театров бывшего Советского Союза, ничуть не потерявший в цене с распадом последнего.
«Свободный роман» – это лирическая задорная версия «Евгения Онегина», расширенная за счет других текстов: изящно вплетены как фривольные «Гаврилиада» и «Граф Нулин», так и мрачные «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
Никакой исторической стилизации: пушкинские влюбленные – наши современники, девушка Таня и юноша Женя, чьи беззаботные жизни навсегда перевернуло сумасшедшее чувство. Молодые «ильхомовцы» подчеркивают текст сегодняшними эмоциями.
«Подражания Корану» обещают быть зрелищем совсем иного рода. Марк Вайль поставил перед собой задачу свести воедино Восток и Запад, их философию, мышление и искусство. Главный герой «Подражаний...» – Поэт, чье сознание свободно от догм. Сны Поэта отражаются в фильме, кадры которого проецируются на несколько экранов. Сознание и подсознание, видимое и чувственное сливаются вместе. Сочиняя «Подражания...», Пушкин был уже зрелым человеком; эта зрелость ощутима и в спектакле «Ильхома» – мудром, даже величественном зрелище, размышляющем о бытии и пытающемся растолковать его высшие законы, единые на Востоке и Западе.