Пьеса называется «Количество». Английский драматург в принципе должна быть однофамилицей Уинстона Черчилля. Но Caryl Churchill сегодня перевели иначе – как Кэрил Чёрчил, дабы, вероятно, не пугать сходством с великим политиком XX века. Тем не менее пьеса Чёрчил, написанная буквально два года назад для лондонского театра «Роял Корт», в каком-то смысле тоже политический акт. Или по крайней мере публицистический. Она о духовных проблемах клонирования, о необратимых последствиях генетической революции.
В пьесе, что ставит Михаил Угаров во МХАТе, история фантасмагорическая: однажды отец погибшего сына обнаруживает рядом и оригинал, и двадцать его копий. (Из биографии Кэрил Чёрчил известно, что в свои 65 лет она мать троих сыновей, это отчасти объясняет ее бурную фантазию.) Обескураженного отца по имени Солтер играет Борис Плотников, а всех его любимых богатырей разом – Максим Виторган.
Автокатастрофа заставила отца прибегнуть к новейшим средствам продолжения жизни – процедуре клонирования. Но наука перестаралась, совершив ошибку и населив землю клонами сына Солтера. И они не просто живут, они должны чувствовать духовное родство с отцом и друг другом, они не могут быть похожими как две капли воды. Невыносимая драма: искусственные люди не способны отказаться от необходимости чувствовать человеческую боль.
В современном кино модно рассуждать на темы отцовства – от Андрея Звягинцева до Александра Сокурова. Театр, к счастью, не отстает от тенденции.