Театр «черноеНЕБОбелое» – флагман нашего театрального авангарда. Парадокс заключается в том, что в этой флотилии осталось совсем мало боеспособных кораблей. Авангардное движение, никак не поддержанное государством, постепенно уходит с театрального плацдарма. Театр Дмитрия Арюпина (Доктора Да) остался едва ли не единственной независимой труппой, сохранившей себя со славного периода конца 80-х, когда авангард был в фаворе. Симптоматично сегодня звучит название одного из первых спектаклей «Неба» – «Здесь был СССР».
Астрономия насекомых
Медленная, как католическая обедня, пантомима: слов нет, лиц нет, одни маски и гримасы. Актеры дергаются под звуки музыки в стиле «industrial», как безвольные тела в анабиозе, состоянии между жизнью и смертью. В «Астрономии насекомых» действуют по преимуществу двое: красавица и чудовище, дама-Пьеро и толстяк-уродец, Даун и Бабай. В ядовитом луче света в куклах начинают пробуждаться звериные черты: превращение человека в насекомое, летучую мышь, бабочку, морского ската.
Imitator Dei
Самый концептуальный и самый ужасный спектакль «Неба». Человек – марионетка в руках неведомых сил, управляющих его нестойким рассудком; он – Imitator Dei, имитатор бога, повторяющий предписанные ему движения, как марионетка повторяет подергивания нитей. Технически совершенные спектакли «Неба» – на самом деле обабсолютной беспомощности человека перед высшими силами.
Игрушки Бертрана
Присутствующим при поднятии занавеса является фигура повешенного. Труп оживает, и оказывается, что не веревка это вовсе, а шнур, через который, как через сетевой кабель, поступает к зомби питательная энергия. И эта жуткая сценка, и ужасный оскал клоунессы Марчеллы Солтан, и явление грустного шута в колпаке с куклой-шутом: все это материализация кошмарного сновидения, в котором не разобрался бы и доктор Зигмунд Фрейд.
Триада
Самый свежий спектакль «Неба», в котором Доктор Да обнаруживает истоки своего театра. Костюмы к «Триаде» – импровизация на темы театра Оскара Шлеммера, немецкого художника-конструктивиста, работавшего в 1920-х в знаменитом объединении «Баухауз». Шлеммер изобрел театр марионеток, где главным действующим лицом становится «танцующий костюм», составленный из движущихся геометрических форм. Главная сцена «Триады» – битва титанов, где воин, состоящий из шариков, сражается с воином, состоящим из конусов.