Еще одно талантливое свершение Дмитрия Бертмана – опера Пуленка о героическом подвиге монахинь. На самом деле в Москве уцелел только один оперный театр, куда можно пойти не как на работу, где каким-то чудом убереглись от невыносимой ноши академизма и где еще не скучно. Это тот самый «Геликон», который, вдоволь натешившись пощечинами возвышенному вкусу и на-игравшись в грубый оперный экстрим, благополучно дорос до состояния респектабельности.

Впервые в России Дмитрий Бертман показал «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка (мировая премьера состоялась в «La Scala» в 1957 году). Сюжет о казни безвинных монахинь кармелитского монастыря в Компьене во время якобинского террора гуманистичен и актуален. Ведь и мы теперь попали в воронку нескончаемых войн.

Главное ноу-хау нового спектакля – постановка гильотинирования. Идея гениальна в своей простоте. Если кто из зрителей премьеры отважится посещать в дальнейшем боулинг, то это будут очень мужественные люди. Ощущение кеглей как живых мишеней и шаров как скатывающихся по желобу отрубленных голов – не для слабонервных. В сцене казни апокалиптичное нарастание оркестровой мощи и удары гильотины (предусмотренные в партитуре) сталкиваются с живыми голосами монахинь, поющих хвалу Мадонне. Небесный хор с каждым новым шаром редеет, теряя по одному голосу, и постепенно замирает совсем, растворяясь в вечности.

Юная аристократка Бланш де ля Форс – идеальная роль для главной, единственной и неповторимой примы театра Натальи Загоринской, у которой есть все – и строгий ум, и богатая душа, и вибрирующий нерв, и голос, и чувство стиля.