Изустная байка, моряцкий триллер, пугающий население приморских городов. Спустя триста лет эта старинная история привлекла внимание романтически настроенных поэтов, любителей сказок и легенд. Они досочинили сюжет про девушку, полюбившую Голландца. А за ними уже и Рихард Вагнер придумал миф о том, как юная Сента, узнавшая о Голландце, размечталась избавить его от мрачных скитаний. Ценой девичьей грезы стала роковая встреча со страшным героем, отказ от жениха Эрика и необъяснимая любовь к мертвецу. Сента, конечно, погибла, искупив грехи таинственного возлюбленного. Что-то в духе Дракулы, которого тоже спасла девичья любовь. Типичный романтический сюжет.
Вслед за Гергиевым
Вагнер в «Летучем голландце» как раз и беспокоился о романтическом антураже: приукрасил своего Голландца, представив дело так, что призрак с того света способен любить, придумал немыслимую декорацию с гигантским кораблем-призраком, надвигающимся на зрителя своими красными, словно адский огонь, парусами и черными крестами-мачтами. Кораблей здесь даже два: второй – с «живыми» матросами, трепещущими от ужаса. Ну а в музыке развернул целую феерию со шквальными потоками звуков, изображающих то бушующее море, то грохочущие звуки грома, то вспышки молний.
Остается только гадать, чем не угодил Вагнер первым зрителям этой оперы в городе Дрездене, отказавшимся смотреть ее после четвертого показа. Во всяком случае, в дальнейшем она не вызывала столь равнодушной реакции. Театры полюбили ее и за красочные эффекты, и за «лаконизм» – всего около трех часов музыки: ведь не каждая труппа обладает силой покорить таких вагнеровских «слонов», как четырехчастное «Кольцо Нибелунга» или «Тристана и Изольду» колоссальных размеров.
Наконец впервые за последние четыре десятка лет и Большой театр рискнул обратиться к партитуре «Летучего голландца». Конечно, не в погоне за Мариинкой и его харизматичным лидером Валерием Гергиевым – их не догнать: там идут уже десять (!!!) опер великого немца. Повод случился другой – культурный марафон «Год немецкой культуры в России», одним из проектов которого оказалась совместная постановка Большого театра и Баварской оперы. Премьеру первыми увидят москвичи.
Ждать скандала!
Сенсация проекта – имя Петера Конвичного, немецкого режиссера, имеющего в Европе однозначно скандальную репутацию. Ему приходилось даже судиться по результатам своего труда. Некоторые считают его упертым радикалом, нежелающим быть «общедоступным», другие обвиняют в надругательстве над партитурами, а третьих, наоборот, восхищает его утопизм.
Конвичный же абсолютно убежден в том, что на любые нотные тексты надо смотреть глазами современного человека, стряхивать с них пыль пустоватого оперного пафоса и жестко говорить о правде сегодняшней жизни. Он любит возбуждать публику этой неожиданной «правдой», провоцировать, расталкивать пассивно наслаждающихся. Возможна ли, к примеру, однозначная реакция на Дон Жуана, который не погружается в берлинском спектакле Конвичного в преисподнюю, а «опускается» до уровня обывателей, сидящих в зале?
Счастье фитнеса Неожиданностей в обновленном «Голландце» будет достаточно. Голландец не будет управлять мифическим кораблем. Втроем с Сентой и ее женихом Эриком они окажутся изгоями в обществе, смысл существования которого – материальный успех и лощеная «артинка благополучия. Символом этой бессмыслицы станет пространство фитнес-клуба во втором акте, где персонажи вагнеровской оперы будут бесконечно крутить педали, лишь бы не выпасть из «обоймы» придуманной гладкой жизни, чтобы «оставаться как все».
Ангел в образе современной курящей девушки будет появляться на сцене, чтобы с безнадежностью увидеть, как идут дела Голландца и меняется ли что-нибудь вокруг. Дирижирует на премьере Александр Ведерников. Партию Сенты поют Анна-Катарина Бенке (Австрия) и Елена Зеленская; Летучего голландца – Роберт Хейл (США); Эрика – Роман Муравицкий, Даланда – Валерий Гильманов.