Есть исключительная радость в конце сезона вспомнить каждого поименно. Перечислить победы, обозначив хедлайнеров, или вспомнить некоторые поражения. Такими подсчетами занимаются обычно все издания, пристально наблюдающие за развитием театра. Его специфика такова, что к лучшему в минувшем сезоне можно прикоснуться и в последующем, если кто-то вдруг не успел проследить за вершинами уходящего театрального года.

Лучший спектакль сезона

«Мещане»

Во МХАТе им. Чехова появился спектакль, который следует признать эталоном режиссерского мастерства. «Мещане» выстроены Кириллом Серебренниковым предельно технично: так генерал выстраивает стратегию победы, не забывая об обозе, тылах, сокрушительном главном ударе (а заодно и о красоте маневра). У каждого из играющих в спектакле артистов есть свои 15 минут славы. Мизантропические монологи старика Бессеменова (Андрей Мягков) убедительны, сатанинская проповедь русского Ницше, певчего Тетерева (Дмитрий Назаров) страстна. Здесь жизнь кажется борьбой за выживание, а герои каждую секунду решают, с кем они заодно, а кого готовы сожрать с потрохами.

Лучшая мужская роль

Константин Райкин

Константин Райкин сыграл заглавную роль в спектакле Юрия Бутусова «Ричард III» -- здесь сатириконовский затворник превзошел самого себя. Кажется, что Райкин залез не только в шкуру своего Ричарда, но и в его душу, в ее потаенные кладовые, в детскую кроватку, в мир патологических снов шекспировского монстра. Он разъял тоталитаризм скальпелем психоанализа – и выяснил, что человек легко превращается в зверя.

Лучшая женская роль

Елена Яковлева

В «Бесах» Анджея Вайды ее Лебядкина для многих является оправданием всего спектакля. Молодая инвалидка, умеющая не замечать своей ущербности и жить крошечными сиюминутными радостями. Пьеро в юбке, клоунесса поневоле. Все лицо в месиве муки, размазанной губной помады и румян, словно она раскрашивала лицо неверной, полупараличной рукой. Героиня Яковлевой старается назло болезни быть красивой... Воплощение всего Достоевского – в одной фигуре, находящейся на сцене не более получаса.

Незаслуженно обиженный

«Лир»

Спектакль Владимира Мирзоева, вышедший в Театре им. Вахтангова в самом начале сезона, пал жертвой летнего критического простоя. Пресса обрушила на несчастливца всю силу застоявшихся мускулов, увидев провал там, где режиссер просто изменил тактику. Многим хулителям это не помешало чуть позже поставить того же «Лира» в десятку самых ярких событий сезона, каковым он и является. Харизматичная роль Максима Суханова, лепящего себе на лицо килограмм гуммозы – старческого грима. Оперные декорации Аллы Коженковой. Искусство большого стиля, которым Мирзоев в полной мере овладел после того, как реализовал вагнеровский проект в Мариинском театре.

Прорыв сезона

Александра Урсуляк

В Театре им. Пушкина Алла Сигалова раскрасила черно-белый фильм Феллини «Ночи Кабирии» акварелями поздних картин мастера, заполнив реалистическую зарисовку итальянской уличной жизни красками кабаре, цирка, арлекинады и кафешантана. В недавней студентке Александре Урсуляк видна не только новая Кабирия, готовая поспорить с обаянием Джульетты Мазины, но и крепкая мастеровитая актриса, способная вылепить из своей роли эстетическое совершенство.

Персона сезона

Владимир Панков

Замечательный молодой актер не только отлично играет на разных сценах столицы, но и творит со своим «Пан-квартетом» отменный театральный звук. Так или иначе, Панков сегодня появляется в любом театральном событии – там, где есть хоть запах эксперимента. Его музыка звучит в «Грозе» и «Мещанах». В последнем проекте его ансамбль проявляет чудеса лицедейства, заполняя собой, своим концептуальным звуком, своими инструментами добрую часть сцены. В том, как играет «Пан-квартет» есть своя, отдельная прелесть.

Скандал сезона

Евгений Миронов без «Золотой Маски»

Тяжело пережить обиду. Тем более если это обида своя, а не чужая. Когда на церемонии вручения «Золотая Маска» все время обходила «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, у театралов Москвы росла именно личная обида. Лопахин, сыгранный исповедально и мудро, стал, если угодно, актерским подвигом Евгения Миронова, актера, претендующего на звание «первой ракетки» российского театра. Не заметить этой величины – значит быть преступно близоруким.

Гастроли сезона

Малый драматический театр

Семь триумфальных спектаклей Льва Додина, посетивших Москву в июне, основательно встряхнули впавшую в летнюю спячку столицу. Билеты на весь гастрольный месяц были сметены с прилавков театральных касс за неделю до начала тура. Ажиотаж вокруг образцового во всех отношениях додинского театра принудил Михаила Швыдкого открыть страшную государственную тайну: нам обещаны периодические (раз в два года) визиты МДТ в Москву. Увы, столице эту карту крыть пока нечем. Питер начинает и выигрывает.

Провал сезона

«Гроза»

Волнения вокруг «Грозы» начались с того момента, когда посмотреть премьеру Нины Чусовой прежде всех критиков пустили Владимира Путина, хотя любовь к авангарду президентам несвойственна. Возможно, досуговым менеджерам российского главы в слове «Гроза» пригрезилось нечто классическое. Но в «Современнике» классикой погнушались: интервью режиссера и занятых в главных ролях актеров пестрели ненавистью к «этой гадкой» пьесе Островского. Так через губу «Грозу» и поставили, так через губу и сыграли...

Нежданная радость

«Чайка. Классическая оперетта»

Как от шутки никто не ждет откровенного разговора, так и от попытки Иосифа Райхельгауза сделать из «Чайки» водевиль «в старых манерах» никто не смел ждать события. Вышло наоборот: «классическая оперетта» стала лучшим спектаклем театра «Школа современной пьесы» за все 15 лет ее существования, а творческому дуэту композитора Александра Журбина и поэта Вадима Жука можно только пожелать не распадаться, процветая на ниве национального мюзикла. Рядом с ними здесь и поставить некого.

Лучший актерский ансамбль

«Когда я умирала»

Роман Уильяма Фолкнера, обретший сценическую плоть в Театре п/р Олега Табакова, состоит из вереницы длинных монологов двух дюжин людей. Режиссеру Миндаугасу Карбаускису удалось сложить их в занятные диалоги, которые ведут южноамериканские поселяне – одна большая и очень невезучая семья. Речь здесь идет о похоронах матери: этой истории присущ эпический размах, и разговор, скорее, идет о жизни, а не о смерти.

Несуразность сезона

«Калигула»

То, что этот спектакль выпустили на сцену, говорит о многом. Прежде всего, о том, что в Театре им. Вахтангова отсутствует художественная власть, готовая выносить непопулярные решения. Из-под рук молодого режиссера Павла Сафонова вышло квазиантичное зрелище в стиле, устаревшем на несколько десятилетий. Кроме того, в спектакле подверглась жесточайшей цензуре мощная философия Камю. Публике остается лицезреть беспомощные потуги на тиранство самовлюбленного Владимира Епифанцева, который показывает Калигулу мускулистым сумасбродом с фрейдистскими комплексами и без единой мысли в голове.

Цифры и факты:

В сезоне 2003/04 года в 127 столичных театрах поставлен 281 спектакль. В том числе 39% премьер, сделанных по современным пьесам.

Рекордсмены по премьерам – МХАТ им. Чехова (10), Театр им. Маяковского (7), Российский молодежный театр (6), Театр им. Моссовета и Театр на Перовской (по 5 премьер).

Четыре премьеры на счету у Нины Чусовой. По три спектакля поставили Марина Брусникина, Роман Козак, Юрий Еремин, Андрей Житинкин, Аркадий Кац, Кирилл Панченко, Геннадий Шапошников и Сергей Арцибашев.

Поставлено 11 спектаклей по пьесам Шекспира, 10 – по пьесам Чехова, 8 – по пьесам Островского и 4 – по пьесам Ионеско.

На гастролях и фестивалях показан 341 спектакль из 27 стран мира и 27 городов России.Владимир Панков