Фестиваль – попытка найти ответ на вопрос: при небывалом прежде разнообразии и доступности средств для самовыражения, стоит ли ждать столь же небывалого расцвета творчества?
За последние 10 лет успело повзрослеть поколение, которое уже не помнит, что когда-то не было интернета и мобильных телефонов. Актуальная молодежная культура – их культура. Фестиваль, который нынешней осенью пройдет во второй раз, был задуман как широкомасштабное мероприятие, охватывающее практически все сферы современной культуры и ориентированное в первую очередь (но не только!) на творческую молодежь – студентов и недавних выпускников ВУЗов. Первый Фестиваль Новой Культуры, состоявшийся в январе 2010 года, вызвал живейший отклик у тех, кого интересует культура и творчество в самом широком смысле слова. На очереди – второй шаг.
Культура и искусство всегда шли рука об руку с технологиями, чутко реагируя на каждое новшество. Самый простой пример – искусство кино, возникшее с появлением новой технологии, и впитавшее в себя за последние 100 лет массу технологических новинок, от звука и цвета до 3D. Еще интереснее культурный феномен радио, повлиявший в ХХ веке практически на все области общественной жизни. Именно с него в середине века начался электронный бум: телевидение, видео, персональные компьютеры, цифровая фотография, интернет… В 1990-е закончилось массовое производство винила, ознаменовав окончательную победу электроники над механикой. Новые технологии внедрялись все чаще, их количество нарастало как снежный ком…
Каждая из упомянутых технологий вносила определенный вклад в рост самостоятельности и расширение свободы выбора «рядового потребителя». Так, бытовой видеомагнитофон позволял самостоятельно выбирать фильмы и в любой момент нажать на паузу, а бытовая видеокамера – самому создавать продукт для просмотра.
На рубеже веков настал момент, когда «расплодившиеся» технологии наконец стали всерьез влиять на общественную жизнь, невероятно повысив роль обычного человека, который из потребителя эпохи радио и ТВ превратился в полноправного участника процесса.
То же самое происходило и в искусстве. Технологии позволили нарушить монополию официальных галерей и профессиональных критиков. Конечно, профессионалы не остались без работы, но теперь каждый любитель может попробовать себя в роли художника, критика, галериста. Современный мир – эпоха победившей интерактивности, полного вовлечения человека в коммуникационные и творческие процессы.