Отзывы о "Любовный напиток"
На днях побывала в театре Новая Опера на комической опере "Любовный напиток".
Я не частый гость в опере, однако это уже вторая комическая опера на моем счету (первая была "Севильский цирюльник" здесь же) - выбираю произведения полегче для восприятия :) Но надо сказать, что "Любовный напиток" меня удивил - такое я точно видела впервые!
Началось все как вполне традиционная опера: шикарные костюмы, декорации соответствующие, итальянский, и за первые минут 15 я успела не то, чтобы заскучать, но настроиться на вполне предсказуемую программу. Либретто было прочитано и картинка в голове вполне сложилась.
Но дальше... внезапно оказалось, что мы наблюдаем какой-то карнавал, на котором вскоре образуется группа вполне себе современных туристов.
Вскоре действие и вовсе перенеслось в постсоветские реалии, впрочем, оставшись вполне в рамках сюжета: все так же Неморино (Алексей Татаринцев) влюблен в Адину (Галина Королёва), которая, в свою очередь, соглашается на брак с заезжим сержантом Белькоре (Илья Кузьмин), чтобы досадить настойчивому, но простоватому влюбленному Неморино. Дальше в дело вступает странствующий лекарь-шарлатан Дулькамара (Олег Шагоцкий), продающий эликсир - панацею от всех недугов и несчастий, и разумеется, Неморино ведется на этот сулящий близкое счастье обман, вкладывая все (малые) деньги в это сомнительное средство, а потом и вовсе заключает контракт на службу в армии ради денег на эликсир.
Легенда о любовном напитке в оперу Доницетти попала из комедии Скриба, а в нее, соответственно - из романа Готфрида Страсбургского "Тристан и Изольда". Но смысл при этом изменился практически на противоположный: дело все оказывается вовсе не в волшебстве любовного напитка, а в самих людях и их чувствах.
Надо сказать, что стараниями режиссера Юрия Александрова постановка не просто комическая, а по-настоящему смешная. Это практически комедия-буфф в исполнении оперных певцов - нечто совершенно невообразимое и фееричное :) Поставлено все не как традиционная опера, где основное и главное - пение, а игры либо нет, либо она настолько вторична, что та же польза. Здесь же не только все очень выразительно и эмоционально проигрывают свои партии, но и используются обычные для театра (особенно комедии) приемы. Например, Дулькамара появляется из зрительного зала. Он, кстати, регулярно "сбивается" на русский, к радости зрителей, а в какой-то момент и вовсе поет практически частушки под музыку классика бельканто. Кстати, о частушках... шуток в постановке много, и многие из них - на грани фола (полагаю, что кто-то из поклонников оперы может посчитать, что и за гранью). "Вечерком спеши ко мне ты, Моя дверь не заперта, Равиоли разогреты, И салями так тверда!" (с) - ну, судите сами об уровне юмора. Воспринимается все в процессе очень запросто и весело, но детей до 16 я бы на это, пожалуй, не повела, да и старшему поколению, воспитанному на классической опере, не посоветовала.
За невероятную зрелищность постановки и костюмы нужно благодарить художника Вячеслава Окунева. Декорации впечатляют как масштабом, так и способностью преображать сцену то в место проведения венецианского карнавала, то в постсоветский дворик, окруженный малоэтажками, с пивной цистерной и прочими лавочками.
Мне, надо сказать, понравилось, несмотря на некоторый /все же/ шок от происходившего на сцене. Но музыка, исполненная оркестром под руководством дирижера Дмитрия Волосникова, и потрясающие голоса - это настолько великолепно! Ну и редко удается мне с оперы выйти в таком радостно-приподнятом настроении. Одним словом - рекомендую для приятного легкого вечера (если вы не сторонник классики, конечно!).
Услышав восторженные отзывы про оперу «Любовный напиток», решила, что дочке она понравится, и в воскресенье мы отправились в театр. В зале был аншлаг, что, конечно, не удивительно для выходного дня. Здорово, что с любой точки балкона видно почти всю сцену, не хуже, чем в партере.
Гаэтано Доницетти написал оперу «Любовный напиток» в 1832 году всего за две недели. С тех пор она пользуется огромным успехом у публики. Премьера в «Новой Опере» состоялась в 2007 году. Режиссеру Юрию Александрову и художнику Вячеславу Окуневу удалось создать на сцене нечто фееричное. В его постановке удачно сочетается сказка и действительность, итальянский и русский текст, даже субтитры никого не оставят равнодушным.
Действие начинается на сказочном маскараде, куда приходят японские туристы и начинают фотографироваться.
Красавица Адина (Ирина Костина) покоряет всех не только эффектной внешностью, но и своей начитанностью. Она узнала легенду о Тристане и Изольде, в которой присутствует эликсир любви. Неморино (Георгий Фараджев), влюбленный в девушку, решает раздобыть этот волшебный напиток.
Декорации меняются, артисты переодеваются в повседневную одежду и оказываются в современном городке, куда как раз приезжает лекарь Дулькамара (Алексей Прокопьев). Он продает эликсиры от всех болезней, только вот разливает их из одной бочки – портвейна. Не удивительно, что даже при очевидном обмане, напиток Дулькамары часто оказывает желаемое воздействие. Но только не в случае с Неморино, который отдал за него последние деньги. Когда кажется, что влюбленным уже не быть вместе, здравый смысл и сила чувств берут верх к всеобщему ликованию.
Сюжет оперы насыщенный, а большое количество артистов хора на сцене придает особую динамичность происходящему. Солисты не только оказываются ближе к зрителям за счет появления небольшой сцены над оркестровой ямой, но и иногда выходят в зал.
Конечно, ощущение от вокальных партий в «Любовном напитке» не такое сильное, как от многих трагических опер, но дуэты Дулькамары с Неморино и Адиной прекрасны. Я, например, потом долго напевала эти мелодии. Нельзя не отметить и прекрасную арию Неморино, когда ему надо уезжать вместе со своим отрядом из города.
Хоть опера и комическая и сказочная, возрастной ценз 16+. Есть в ней несколько пикантных моментов. Дочке (14,5 лет), конечно, можно было это показать, а вот детям лет до 12 я бы не рекомендовала. Хотя они были в зале, и кажется, тоже получили огромное удовольствие от «Любовного напитка».
Мне особенно нравится в «Новой Опере» большое количество красивых артистов, особенно солисток и девушек из хора. Ведь когда опера вызывает наслаждение не только на слух, но и визуально, это двойное удовольствие. В «Любовном напитке» к этим плюсам добавляется чудесная легкая музыка, масштабные декорации, яркие костюмы и отличные шутки. Поэтому если вы даже уже смотрели эту оперу в других театрах, то советую увидеть и данную постановку.
ЕСЛИ перед вами стоит выбор, чем заполнить предпраздничные или предвоскресные дни – купите билет в оперу! Перед вами – « Любовный напиток» Гаэтано Доницетти, произведение, написанное в короткий двухнедельный срок, легкое, как шипучее солнечное вино Италии!
Премьера состоялась 12 мая 1832 г в Милане.
Действие оперы развивается вокруг, конечно же, любви! Красавица Адина не дает никому из поклонников предпочтения, в влюбленный в нее местный парень Неморино не исключение.
Вопрос , как заставить полюбить себя красавицу. Конечно , поможет только волшебный бальзам, предложенный тут же странствующим лекарем. Простак Неморино тут же попадается на удочку, последние скудо быстро переместились в карман лекаря. Купить еще одну бутылочку волшебного состава было уже не на что, и Неморино поддался уговорам еще одного действующего лица, сержанта, появивлегося с группой солдат в этой местности для отдыха и, как ему представилось, для быстрой свадьбы с красавицей Адиной. , которая затеяла эту интригу вызвать ревность Неморино. Он конечно же нравился ей, но надо было наказать , как ей показалось, потерявшего к ней интерес парня!
Но все закончилось хорошо. Адина взяла дело в свои руки, поведала Неморино о своей к нему любви, от чего тот буквально был повергнут к ногам любимой, Сержант утешился потерей невесты мыслями о великом множестве красавиц на своем пути, Лекарь Дулькамар со своим товаром тоже не остался в накладе, и завершающий действие серебрянноголосый хор .
В постановке Новой Оперы итальянских крестьян с односельчанами сменили местами очень русские действующие лица – что вызывало неоднократно веселый смех в зале, так неожиданно появился перед зрителями рекрут Неморино в совершенно русском ватнике и шапке -ушанке на мгновенно стриженной наголо голове новобранца советской армии! И с огромным довоенным чемоданом! На мой взгляд ария Неморино «Una furtiva lagrima» (Потаенная слеза) несколько потерялась в таком антураже, но можно было просто закрыть глаза и наслаждаться чудным голосом!
Действие очевидно происходило на русской почве, как бы театр в театре – картины итальянского карнавала сменялись бытовыми сценками, которые старшее поколение во множестве наблюдало в своих собственных дворах, образованных несколькоэтажными зданиями, с игрой в домино, пивом, вечерними посиделками.
Можно было разделить действие на музыкальную часть и драматическую, в особенно нежные моменты – просто закрыть глаза и провалиться в музыку с ее волшебными повторяющимися темами, которые переходили от одного дейсвующего лица к другому.
Посмотрите эту оперу, ваше желание слушать музыку Доницетти будет расти!
Исполнители :
Адина – Елена Терентьева
Неморино – Алексей Татаринцев
Дулькамара – Борис Жуков
Сержант Белькор - Илья Кузьмин