Спектакль Сергей и Айседора

Оценка редакции

Поэтический спектакль Романа Витюка о трагической судьбе Есенина.

Сергей Есенин – большой русский поэт, в трагической судьбе которого, как в зеркале, отразились катастрофы первой половины ХХ века. И неслучайно именно рядом с ним оказалась Айседора Дункан – великая американская балерина, новатор театра и просто невероятная женщина.

Поэт и Танцовщица встречаются в послереволюционной Москве и закручиваются в таком безумном вихре чувств и страстей, что происходящее вокруг перестает иметь для них всякое значение.

Переплетая стихотворения, музыку и пластические этюды, Роман Виктюк создает спектакль, насыщенный множеством культурных ассоциаций и метафор, при этом «Сергей и Айседора» звучит актуально и своевременно. Эта «недокументальная история любви и смерти» размыкает привычные границы и вовлекает зрителя в безумный, страстный и очень красивый сценический калейдоскоп.

Отзывы о «Сергей и Айседора»

Ещё 10 отзывов
Ия Ия 8 мая, 04:52

Автор текста постановки спектакля Романа Виктюка - Нонна Голикова (Боже, кто это? Оказалось, известный театровед и драматургиня, хм, какая я невежа, не знала)
Удивительно, что у этой сценической композиции вообще есть текст, помимо поэтического. Но да, есть.
И ей, этой «композиции», состоящей из стихов, цитат из книг и дневников, песен, романсов и толики гимнастики, он подходит. Разрозненный пакет из криков, реплик, пробежек, пантомимы. Он должен убедить, что дело все в особой страсти, которая возникла так вот, вдруг, в мастерской художника. Капризному пьянице (а каким еще поэту быть? все так, не осуждаем) и успешному вполне и с женщинами, и с публикациями, Сергею Есенину оказалась позарез нужна 44-летняя американка.
Любовные истории – хлебное дело, в смысле интереса аудитории, но тут 2 года странных отношений требовалось пересказать, в меру страстных и совсем недобрых, двух творческих людей.
Игорь Неведров в роли Есенина такой похожий на своего героя, таким и представляется он нам, естественный и интересный, поэт и хулиган, цилиндр набекрень, чуть что, ритмичный в меру перепляс, лихие жесты, и даже вдруг цитата из Онегина. Все так смешалось.
Вздрогнула, когда Есенин начал надрываться "Я хочу видеть этого человека!" – сразу вспомнился еще один поэт - Вл. Высоцкий, то же самое кричащий хрипло (а ведь он тоже в браке с иностранкой побывал),который, правда, хотел видеть Емельяна Пугачева. А здесь, возжаждущему «видеть этого человека», предстала Айседора, женщина непростой личной судьбы, но никак не предводитель организованного сопротивления в российской степи. Искал разбойного Пугачева, а нашел танцорку в самом современном на тот момент стиле. Она не говорила на русском языке, ни с Есениным, ни видимо, в дальнейшем, со своими московскими ученицами.
Ну мы понимаем, универсальный язык тела, и все такое.
Иван Иванович, кстати, отлично спел кое-что из романсового репертуара на стихи Есенина. Репертуар нереально тухлый, а спел актер прекрасно, вычистил добела.
Про актрису в роли Айседоры Дункан - Анну Терехову. Она показалась в объемном и длинном халате, вовсе не в белом хитоне и тонком шнурке на талии, как ожидалось мне, и страшненьком вязаном изделии на шее, трагическая фигура во многих смыслах.
Во-первых, бедная «Изадура» увлеклась молоденьким поэтом - озорным гулякой, которого и любить, и содержать не смогла. Есенин сокрушенно говорит – « ни банков, ни домов не оказалось». Видимо, ждал не только страсти неземной. А содержанкой сложно работать. Не всем поэтам по зубам такое упражнение.
«не жалею, не зову, не плачу…»
Во-вторых, «Дунькино искусство», как назвал молодой златоголовый муж ее вполне любопытное перформативное переизобретение танцев, оказалось не интересно не только Есенину, а собственно и в спектакле не проявлено никак. Вообще-то говорят, круто плясала Айседора Дункан, звезда и гений своего дела. А мы видели один, довольно бестолковый, номер - «Интернационал».
С другой стороны, если по смыслу – в точку. Главному герою осталось одно - повеситься.
Еще в сюжете и жизни Сергея Есенина, и в спектакле тоже, была Галина Беневоленская, по-своему амбициозная и важная девушка. Ее играла элегантная красивая Анна Нахапетова. Понравилась.
Тогда как огромные фото на заднике сцены с Зинаидой Райх, детьми Есенина, и детьми Айседоры Дункан – нет.
Потому что мы тоже капризные, хоть и не водку пьем, зато и стихов у нас никаких не выходит. Ни про то, ни про это.
Поэтому ходить и слышать поэтические тексты – занятие приятное и обязательное

Маша Маша 1 октября 2023, 05:08

Знакомство с театром началось со спектакля "Сергей и Айседора". Как вы, наверное, уже поняли из названия, спектакль посвящён отношениям Сергея Есенина и Айседоры Дункан. В основу спектакля легли стихи Есенина, пьеса Голиковой " Жизнь моя, иль ты приснилась мне... ", книга Дункан " Моя жизнь ".

С юности очень люблю поэзию Есенина, многое знаю наизусть и, наверное, по-своему трепетно отношусь к их прочтению. Согласитесь, нельзя относиться равнодушно к тому, что любишь. Обратила внимание на прочтение стихов в спектакле. Игорь Неведров, сыгравший Есенина, стихи не просто читает, а проживает. Порой они звучат громко и резко, порой нежно и трепетно.

Часть стихов Есенина переложена на музыку. Их исполнение очень гармонично вплетается в общую канву спектакля. К слову, исполняет их Вячеслав Стародубцев, обладатель прекрасного бархатного баритона. Одно музыкальное исполнение вызывает желание посмотреть спектакль повторно.

Нельзя не сказать о женщинах Есенина - Айседоре Дункан (Анне Тереховой) и Галине Бенеславской (Анне Нахапетовой). Обе сильно любили поэта и обе быстро ушли из жизни после его смерти.
Галина Бенеславская говорит: "За тридцать дней до дня рождения и десять дней после нельзя заводить никаких новых дел и строить отношения". Случайность или роковая предопределенность, но встреча Дункан и Есенина произошла 3 октября, в день рождения поэта.

"Одетая в полупрозрачную тунику, она танцевала. Её танец мог свести с ума кого угодно. Я мгновенно влюбился в неё, а может быть в её всемирную славу. Она была старше меня на 18 лет. Услышав мои стихи, она по-английски сказала: "Я ничего не поняла, но слышу, что это музыка и её писал гений," - так пишет Есенин о встрече с Дункан. Их роман продлился три года и, наверное, не мог продлиться дольше, учитывая любвеобильность поэта, разницу в возрасте и менталитете.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Актеры «Сергей и Айседора»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма