Спектакль Человек-подушка
В версии Серебренникова сюжет Макдонаха не утратил ни черного юмора, ни мрачной поэзии, но приобрел исповедальность.
Неблагодарное это дело — раскрывать заранее криминальный сюжет. Но спектакль так лихо сделан, что от него нельзя оторваться, даже если знаешь содержание. В интерпретации Серебренникова сюжет не утратил ни черного юмора, ни мрачной, в духе Эдгара По, поэзии, но приобрел черты исповедальности. В образе писателя по имени Катуриан Катуриан отчетливо проступили черты самого Макдонаха. И хотя «Подушка» — единственная пьеса драматурга, действие которой происходит не в Ирландии, а в небольшом государстве Восточной Европы, все же одержимый творчеством, но еще не познавший славы Катуриан, как его играет Анатолий Белый, — явное alter-ego драматурга.
Попав в застенок по нелепому — как ему сперва кажется — обвинению в убийстве малолетних детей, этот законопослушный сын тоталитарного отечества, забывает страх от мысли, что в соседней комнате следователь избивает его слабоумного брата. А потом корчится от ужаса, поняв, что брат действительно убивал детей, используя сюжеты его рассказов как руководство к действию. В пьесе писатель берет всю вину брата на себя, взяв со следователей слово, что, казнив его, они сохранят его рассказы. В спектакле он принимает вину как возмездие...
Изнурительную игру, необходимую, чтобы сбить заключенного с толку, «добрый» следователь Тупольски (Сергей Сосновский), «злой» Ариэл (Юрий Чурсин) и сам подследственный разыгрывают, как цирковые номера. Отвратительная сцена избиения — Ариэл отыгрывается на Катуриане за собственное искалеченное детство, в исполнении Юрия Чурсина превращается в виртуозный танец. Даже Девочка-Христос (Лиза Арзамасова) — персонаж самой страшной истории писателя — сыграна смешно и точно.
Отзывы о «Человек-подушка»
Страшный, жуткий, но восхитительный спектакль! Одно из самых мощных произведений, что мне довелось увидеть
Спектакль идет много лет. И теперь режиссер Кирилл Серебренников должен давать объяснения в следственном комитете по поводу наличия сцен педофилии и насилия. Это первый спектакль, который лично я смотрела как триллер, как жесткое кино. На мой взгляд, в любом ужастике куда как больше крови и убийств, потому что в кинематографе больше возможностей это показать. В спектакле же основная линия - психологическая. Поэтому так и поражает игра актеров - и Анатолия Белого, и Юрия Чурсина, и неподражаемого Кравченко. Будем надеяться, что спектакль не снимут, и в следующем сезоне обязательно надо посмотреть еще раз. Это один из шедевров МХТ.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Спектакли не для слабонервных
Театр для мужчин: джентльменский набор
Театр на неделе: Родительский день
Анатолий Белый: «В сценах допросов кричать нельзя»
Театр: Именем королевы
Юрий Чурсин: Артист-хамелеон
Актеры «Человек-подушка»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.