Спектакль Мазурка Фого

Оценка редакции

Театр танца Вупперталь п/р Пины Бауш

Композиция Пины Бауш
Постановка и хореография Пина Бауш

--------------------------------------------------------------------------------

«ВД» 05.07.07: Страсти по мазурке

Первая дама танцевального авангарда Пина Бауш со своим Театром танца Вупперталя еще три дня показывает «Мазурку Фого».

Самая знаменитая персона танцевального авангарда и в свои зрелые годы потрясает умением видеть, чувствовать, понимать. Уже дурной тон талдычить, что она – наследница великой традиции немецкого экспрессионизма, но всякий раз чудо, как она смешивает ее с трепетным взглядом на мир.

В «Мазурке» Бауш вглядывается в привычки юга Европы – как люди веселятся и горюют, как общаются друг с другом и удается ли им это сделать на самом деле. Только не думайте, что у великой Пины получилось нечто вроде road movie. Вместо дорожных впечатлений здесь попытка заглянуть вглубь, а глубь оказывается у всех людей удивительно похожей. Потому после каждого спектакля Пины Бауш остается стойкое убеждение, что он сделан «про меня».
Понятно, что чистого танца фрау Бауш недостаточно. Она уже давно примирила разнообразие мира с эклектикой сценических средств, и ее собранные из фрагментов спектакли выглядят так цельно, что нечего ни убавить, ни переместить. Это последний громкий залп фестиваля имени Чехова.
--------------------------------------------------------------------------------

Лейла Гучмазова, «ВД» 28.06.07: Пина покажет мазурку

Очевидная примета первых дней июля – музыкальные события сходят на нет, и только фестивали упорно стимулируют потребление культуры вне сезонных перепадов. В этом тихом контексте грядет суперсобытие: на гастроли приезжает Театр танца из Вупперталя во главе с великой Пиной Бауш.

Театр танца из Вупперталя – самая знаменитая труппа современного танца Германии, которая задает тон на своем поле уже четверть века. Ее вдохновитель и глава фрау Пина Бауш - та самая персона, на которой построена известность и репутация театра.

Нет, история, конечно, гораздо длиннее, и началась не с Пины, а с традиции немецкого танцтеатра, которая подарила миру танцевальный экспрессионизм. Диктаторы ХХ века им с удовольствием пользовались, хотя и не знали термина; а творцов уровня Курта Йосса и Рудольфа Лабана преследовали.

Бауш повезло не попасть в потрясения века. Родилась она в 1940 году в Золингене, том самом, откуда родом знаменитая металлическая утварь, и прославила его не меньше ремесленников. Профессиональное образование она получила в Фолькванг-шулле (родовое гнездо немецкого танцтеатра), а продолжила в Америке. Причем не в какой-нибудь школе средней руки, а у именитых Пола Тэйлора, Хосе Лимона и Энтони Тюдора.

Не самые добросовестные адепты современного танца зачем-то приписывают Пине отсутствие балетного образования. Но согласно официальной биографии она пару сезонов танцевала в Метрополитен, что говорит и о его наличии, и о качестве.

Не самые внимательные почитатели твердят о ее единственной роли в кино - Принцессы в фильме Феллини «И корабль плывет». Но Пину уговорил сниматься и другой мэтр, и она снайперски отметилась у Педро Альмодовара в картине «Поговори с ней». В 60-х она вернулась в Германию, чтобы стать полноправной наследницей по прямой. Ныне на немецком горизонте появилась наследная принцесса Саша Вальц, но стать королевы и мудрость королевы остаются за Пиной Бауш. Она удивляется миру как ребенок, а относится к нему как взрослая, философски терпимо.

Вообще всякая попытка «окончательно разобраться» в случае с госпожой Бауш теряет всякий смысл. Однажды она провозгласила: «Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими». И, оставаясь верной этому принципу, умудряется всякий раз быть странной, острой, абсолютно неожиданной.

Ее попытка разобраться в людях никогда не выглядит как трюк – даже если ее танцовщицы как-то очень уж сексуально катаются на лошадках-качалках, а танцовщики в светлом порыве лезут на гору цветов, напялив лыжи.

В ее танцтеатре уместно все, что помогает разобраться в том самом главном вопросе. Даже когда танцовщица спрашивает первый ряд «Хотите кофе?» и бегом приносит поднос с чашкой – именно это происходило в прошлый приезд вуппертальцев в Москву, когда они при полных аншлагах показывали три года назад «Мойщика окон», и давно, когда в начале девяностых привозила «Контактхофф» и «Кафе Мюллер». Фактически сегодня Бауш – «фрау Танцтеатр», а это даже больше, чем собственный стиль и куда как больше, чем авторская труппа.

На фестивале имени Чехова «Мазурка Фого» - это второе ударное событие. Первым был Мэтью Боурн с «Лебединым озером», а третьего такого же безусловного, пожалуй, и нет. Она поставлена для гастролей в Португалии почти 10 лет назад, но ее темы как будто услышаны только что, в новостях часа. Бауш пытается понять, почему одинаковые с виду люди в разных уголках земли так по-разному проявляют свои чувства. То же самое интересно ее отменным артистам, которые просто не умеют плохо играть, чем бы им ни приходилось заниматься.
Так что даже не думайте пропускать. Здесь не будет агрессивной зрелищности, но будет зрелищная ироничная философия и тонкий подход ко всему тому, что движет людьми.

Отзывы о «Мазурка Фого»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Статьи по теме