Спектакль Теремин
Театр «Отель Про Форма» (Дания).
Степан Поляков, «ВД» 29.11.07: Капли датского короля
Питерский фестиваль «Балтийский дом» в третий раз за последние годы показывает свою программу в Москве. Нынешний фест получил название «Датский акцент», что не помешало организаторам напомнить о российских культурных ценностях.
Сугубо датский театр «Отель Про Форма», занятый поисками нового театрального языка, прославившийся в Европе и пока еще абсолютно неизвестный у нас, покажет в Москве спектакль «Теремин», рассказывающий о судьбе российского ученого и изобретателя Льва Термена, автора музыкального инструмента терменвокс – стоит кому-нибудь подвигать над ним руками, возникают гармоничные мелодии или несусветная какофония. Датские экспериментаторы в своей постановке перевели эти звуковые волны в необычную пластику и световую партитуру. На огромные экраны проецируются причудливые компьютерные рисунки звуковых колебаний, на сцене зажигаются фантастические световые шары с белоснежным огоньком внутри, раскрываются и снова захлопываются причудливые веера из лучей света.
Театр «Отель Про Форма» - это лаборатория сценического искусства. Спектакли, которые создаются здесь, - это междисциплинарные постановки, пересекающие границы архитектуры, визуальных искусств, исполнительского театра и концерта.
«Отель Про Форма» ставит свои спектакли и на обычных театральных подмостках и в общественных зданиях, интересных с точки зрения архитектуры. Спектакли театра демонстрировались в разных городах Европы, Мексике, Японии, Австралии и США.
«Теремин» - это история о русском физике-изобретателе Леоне Теремине (Льве Термене, 1896-1993). Он был пионером в области естественных наук, создателем первого электронного музыкального инструмента в Советском Союзе, человеком, который верил в утопию. Он прославился в Европе, где всемирные выставки собирали талантливых представителей нового поколения физиков. Теремин много ездил по Америке и, наконец, поселился в Нью-Йорке, где смог заняться усовершенствованием своих изобретений и внедрением их в производство.
В начале Второй мировой войны Теремин вернулся в Советский Союз и вскоре исчез, став жертвой советского режима. Несколько лет он провел в лагерях ГУЛАГа, после чего был вынужден работать на правительственные органы, создавая подслушивающие устройства. До своей смерти Теремин продолжал работать с электроникой, не связанной с музыкой, в то время как именно его электронные музыкальные инструменты получили наибольшее распространение, и другими учеными по его идеям были опробованы новейшие разработки в этой сфере.
Изобретенный Теремином электронный музыкальный инструмент терменвокс, меняющий звук в зависимости от расстояния до него человеческого тела, изначально применялся для воспроизведения классической музыки, потом стал использоваться для создания разных звуковых эффектов в многочисленных фильмах ужасов 1950-х годов и в поп- и рок-музыке 1970-х. В настоящее время этот музыкальный инструмент широко применяется в кино, театре, в джаз-, поп-, рок- и рэп-музыке.
Авторы идеи и режиссеры спектакля «Теремин» – Кирстен Делхольм (художественный руководитель театра «Отель Про Форма») и Уилли Флиндт
Исполнители – Сара Боберг, Бо Мадвиг, Лаури Грундт
В спектакле также заняты художник Лаури Грундт и дети – исполнители на терменвоксах: Фредерик Орткёльбель, Ирис Дагер, Магнус Торпп Ларссон, Нанна Треу, Йоханнес Эмме Йоргенсер и Софус Мосхольм.