Отзывы о "Нездешний сад. Рудольф Нуреев"
С этого спектакля началась моя, длящаяся вот уже второе десятилетие, любовь к ТРВ и лично к Мастеру, которому я безмерно благодарна, ведь именно он открыл для меня столь удивительный мир Театра!
Нет, театралкой я была с юных лет, но постичь это Таинство и научиться отделять «зерна от плевел» меня научил именно Роман Григорьевич Виктюк.
Во всех спектаклях Романа Виктюка, кoторoму удaвaлось непостижимым образом сoeдинить cлoва, музыку и плacтику происходит тeaтральная рeинкарнaция. Не стал исключением и «Нездешний сад», где великого русского танцовщика Рудольфа Нуриева пронзительно играет Дмитрий Бозин, которому удaлоcь очeнь тoчно вжитьcя в эту poль, а танцует сам Нуриев, «Прометей танцевального искусства», как называла его вeликaя амeрикaнская тaнцовщицa Марта Грэм - на огромном экране зрители видят apхивные видeoзаписи с eго выступлeний.
За два часа сценического времени Виктюк умудрился показать зрителям всю жизнь Рудольфа Нуриева, предстающего в начале спектакля перед зрителем татарским мальчиком, одержимым балетом и превращающимся на их глазах в танцовщика, покopившего своим искуccтвом весь мир и закoнчившим свой славный, но и весьма скандальный, путь на руccком клaдбище Сен-Женевьев де Буа…
В спектакле по пьесе Азата Абдуллина есть все - и вoспоминaния o дeтстве, и бeгство рaди свoбоды твopчества, и oгромнaя любовь к матери, и бесконeчная тocка по нeй, и трудности на пути к вершине слaвы, и нелицеприятные отзывы в прессе…
Для нас играли:
Рудольф Нуреев – Дмитрий Бозин
Мать, Марта Грэм – Людмила Погорелова
Марго – Анна Нахапетова
Неизвестный, Усама, Александр Иванович, Гладышев, Профессор, Марио – Станислав Мотырев
Артистами балета выступили артисты ТРВ.
Дмитрий Бозин – уникальный артист, которому подвластно все. Он создал образ, который похож на Рудольфа и внешне, и по темпераменту, и своей выразительной пластикой . Более того, уверена, заставь Виктюк его исполнять в спектакле балетные прыжки – он бы и их легко сделал.
Не устаю восторгаться и игрой Людмилы Погореловой, создавшей в спектакле два абсолютно разных, запоминающихся образа.
Очень рада, что несколько лет назад роль Марго Фонтейн – легендарной партнерши Нуриева, благодаря поддержке которой он стал делать свои первые шаги на Западе, стала играть Анна Нахапетова, отслужившая до этого не один год в балете Большого театра.
А вот с вводом Станислава Мотырева на исполнителя 6-ти вышеперечисленных ролей, в которых раньше я видела Александра Дзюбу и Дмитрия Жойдика, не все так гладко. Пока он явно проигрывает своим предшественникам. Однако, как говорит Татьяна Стрельбицкая: «Стас может всё!» и очень надеюсь, что в следующий свой приход на этот спектакль (а он обязательно будет) я увижу наглядное подтверждение ее словам.
Несмотря на то, что спектакль идет уже двадцать лет, он настолько хорош, что по-прежнему заслуживает, чтобы его смотрели и о нем писали.
Когда-то давно, ещё в 90е годы, Роман Григорьевич Виктюк, встретившись с Рудольфом Нуреевым, пообещал ему, что поставит спектакль о его жизни. И он сдержал своё обещание. Так в 2004году появился спектакль "Нездешний сад. Рудольф Нуреев".
Рудольф Нуреев всемирно известный танцовщик балета. Как поставить историю о балете в драматическом театре? Виктюк призвал на помощь кинематограф. Это сейчас привычны экраны на сцене. А в конце 90х начале двухтысячных они смотрелись чем-то новым и нестандартным. Документальные кадры выступлений великого артиста балета видит зритель, а на сцене круг балетного станка, у которого идёт действие. Дмитрий Бозин, который представляет Нуреева, к балету отношения не имеет. Но он прекрасно владеет собственным телом и может воплотить многие режиссёрские решения.
Все значимые моменты биографии представлены в спектакле. Воспоминания о первой встрече с миром балета. Миром возвышенного, так непохожего на обычную жизнь. Именно визит в театр оперы и балета заставил маленького пятилетнего мальчика мечтать о карьере балетного танцора. Ему захотелось стать причастным к этому волшебному миру. Но у скольких людей мечты так и оставались мечтами? Рудольфу повезло: его мама поддержала желание сына и отдала в танцевальную студию. Сначала это был фольклорный ансамбль, но преподаватели, видя трудолюбие и врождённые способности ученика, способствовали продвижению воспитанника. В возрасте 15 лет Нуреев начал заниматься в балетной студии при Башкирском театре оперы и балета, там же началась его деятельность и как артиста балета. А в 17 лет по совету учителей Нуреев поехал поступать в Ленинградское хореографическое училище. Он был значительно старше других претендентов, было отставание в технике и пробелы в профессиональных навыках, но его приняли. И упорные занятия, многократное оттачивание движений позволили ему догнать коллег и при выпуске получить приглашение в труппу Кировского и Большого театров. Он выбрал Кировский (ныне Мариинский). Мечта, казалось, сбылась: Рудольф на сцене в главных ролях. Но душа просила большего. Ему хотелось известности и признания не только в Советском Союзе, но и в мире. Хотелось представлять страну, но без суровых запретов, без указаний, что и когда делать. Государство на тот момент не признавало подобной манеры поведения граждан. Нуреев сделал свой выбор: он стал предателем в глазах народа и родных, но он не предал себя, дела своей жизни. Уровень его мастерства был таков, что ему были рады на мировых театральных сценах. Но до падения железного занавеса о визитах на территорию бывшей Родины не стоило мечтать. С большим трудом через четверть века в 1987году Нурееву дали визу на 72 часа, чтобы он мог попрощаться с умираюшей матерью.
Вся история взлетов, разочарований, признаний, успехов проходит перед зрителями. Артисты вспоминают о значимых людях в жизни этого неординарного человека.
Постановка стильная, как и многие другие в этом театре. Интриги тут расставляет жизнь. Нравится ли вам жанр байопика? Интересует ли судьба именно этого героя? Если ДА, то ищите в афише театра название: "Нездешний сад. Рудольф Нуреев"
Спектакли Романа Виктюка всегда отличаются глубиной и множеством отсылок. Так и биографическая постановка «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», рассказывает нам не просто о сложной судьбе одного из величайших танцоров ХХ века, но и показывает тяжелый путь истинного творца искусства в этом мире.
Сразу отвечу на вопрос, нужно ли специально устраивать себе ликбез перед просмотром? Потому что по своему опыту знаю, что на спектакли Виктюка совсем «обнуленными» ходить мало смысла. Здесь, в принципе, достаточно будет ознакомиться с основными этапами биографии Нуреева, так что статьи в Википедии будет достаточно. Также, я всегда рекомендую именно в этом театре партер, потому что балкон режет половину впечатлений.
Итак, скромные и лаконичные декорации: фото молодого и пожилого Рудольфа на заднике и балетный станок в форме замкнутого круга – так просто, и в то же время емко. Прекрасный мир балета, из которого невозможно вырваться. Или это бесконечный круг жизни? Иногда действие отражается в лабиринте зеркал, множащиеся отражения и яркий свет подчеркивают одновременно реальность и нереальность происходящего. В начале монолог от Нуреева о том, что главное – «жениться» на себе, быть в согласии с собой прежде всего. И это – одна из основных мыслей спектакля.
В главной роли – прекрасный Дмитрий Бозин, фантастическая пластика и игра которого как нельзя лучше подходят для роли Рудольфа, в котором, по словам его педагога Александра Ивановича (Дмитрий Жойдик) была та самая «одержимость», которой так не хватает многим. Родившийся в поезде, Рудольф на протяжении всей жизни нигде не чувствовал себя на своем месте. Переехав в 17 лет из Уфы в Ленинград, он был принят в балетное училище, где новичок подвергался постоянным насмешкам мальчиков, которые учились там уже много лет. Протанцевав всего 3 года в СССР, во время гастролей Кировского театра в Париже, он отказался вернуться, став первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Конечно же, перспектива выступать в Лондоне была гораздо более заманчивой, чем снятие с гастролей ради экстренного спектакля в Кремлевском дворце перед Хрущевым.
Огромное внимание уделено знаменитому дуэту Нуреева с Марго Фонтейн (Анна Нахапетова). Я очень люблю наблюдать за Анной, потому что она окончила МГАХ и в ней видна именно классическая балетная подготовка. Легкая и изящная до самой старости, Марго тем не менее, уже хотела завершать балетную карьеру в свои 42 года, когда встретила в Лондоне 23-летнего Рудольфа. После небывалого успеха в «Жизели», пара танцевала вместе еще 15 лет! Но их отношения не были простыми: эгоистичный и принципиальный Рудольф третировал Марго, обосновывая это «жесткостью» ради ее блага, а не жестокостью. Очень сильная сцена, где одетый в черное Рудольф нападает на Марго под музыку из «Лебединого озера», и выглядит в этот момент вовсе не как прекрасный принц, а как злой колдун Ротбарт.
Еще один драматичный эпизод, показанный в спектакле – возвращение в СССР на 72 часа, ради прощания с умирающей матерью. На большее время не дали визу, и никто в родном городе не пожелал общаться с Рудольфом. Было ли это ограничение «сверху» или собственное желание бывших «товарищей»? Кто знает…
Очень усиливают все впечатления показываемые на экране сзади архивные кадры из выступлений Рудольфа и Марго, а также документальные вставки из фильмов о них. И еще больше отмечается, насколько сильно созданные артистами образы похожи на оригиналы.
Думаю, многим известно, что Нуреев прожил недолгую жизнь и скончался всего в 54 года от осложнений СПИДа. Незадолго перед смертью он уже не мог ходить, но все равно продолжал выступать в театре – уже как дирижер. На публике он появлялся уже в инвалидном кресле. Все свои сбережения он завещал в два фонда: по поиску новых талантливых танцоров и в новые разработки против СПИДа. А цветной расшитый татарский халат, в котором Рудольф в последних сценах спектакля, и станет символическим покрывалом на его реальном надгробии..
А закончить хочется цитатой из финала:
«Я вошел в нездешний сад
И нашел — сорвал цветок
Прошептал мне тот цветок:
«Будешь вечно одинок».
Так что вопросы о том, был ли все-таки счастлив «женатый на себе» Рудольф? И должен ли творец быть счастливым, гармоничным человеком? – для меня остались без ответа. Но, кажется, что скорее нет… Мне давно не было настолько грустно от спектакля, но это – светлая грусть.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.