Отзывы о "Пингвины"
Поставлен спектакль по книжке «Ковчег отходит ровно в восемь»:
— Эй, где вы ходите?! — крикнула Голубка. — Все животные давным-давно в сборе, даже черепахи! Ной уже хотел отправляться. А вас все нет и нет! Я же говорила: в восемь отходит ковчег!
И пожалуй, это первый смешной спектакль, увиденный мной в МТЮЗе.
Главных ролей — три — Илья Смирнов, Максим Виноградов и Искандер Шайхутдинов.
Время действия обозначено четко: события уместились в промежуток от начала Потопа и до дня, когда Ковчег причалил к Арарату и появилась радуга. То есть начинается всё в обычный весенний день 3246 года от сотворения мира, когда ничто не предвещало беды. Многие тогда собирались вместе, устраивали пирушки. Вот и пингвины пытались репетировать свое выступление с песнями (их хочется на манер Брехта называть зонгами).
Однако спойлеров не будет. Смеяться уместнее от неожиданности.
Скажу лишь, что то тут, то там встречаются цитаты из отечественной культуры: «люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени» (Чехов) или «не выходи из комнаты, не совершай ошибки» (Бродский). Есть даже отсылка к Пушкину, но главная из аллюзий авторская и поэтому всё-таки зарубежная — Рэй Брэдбери с рассказом «И грянул гром», более известным как Эффект бабочки.
Возрастной ценз — 12+, однако своего подростка я брать с собой не стал: ходили взрослые. Но чужих подростков было достаточно. И разговор о Боге, который есть в спектакле, как раз рассчитан большей частью на них. Он кстати, вполне корректный почти до самого финала, где вдруг вылезает неожиданная ересь о том, что Потоп был ошибкой. Однако в конце там вообще откровенная ржака, там уже можно.
Единственная женская роль тоже сложилась. С целью показать смертельно уставшую от организационных проблем женщину, точнее Белую Голубку, София Сливина разговаривает не актерским, а если можно так сказать, бытовым голосом, без обычной сценической внятности, громкости и подачи.
Ну, что, в целом удача. Спектакль девять лет не покидает афишу и явно не спроста.
В прошлые выходные побывали с дочерью на спектакле театра МТЮЗ, в котором о Боге размышляют... пингвины! Да-да! Спектакль так и называется "Пингвины")), а в его основу легла пьеса Ульриха Хуба "Ковчег отходит ровно в восемь". И я вам скажу, что создателям постановки удалось невероятное, на базе литературного текста для дошкольного возраста - создать абсолютно подростковую вещь) И редкий случай, по моему мнению, оригинальный текст уступает спектаклю.
В основе сюжета - известная всем нам библейская притча о всемирном потопе и о ковчеге, построенном Ноем. Но здесь история обретает иные формы. В ней по прежнему есть размышления и наставления о правильных жизненных ценностях, но напрочь отсутствует даже намек на серьёзность. И временами происходящее на сцене напоминает карикатуру.
Троица главных героев пингвинов обожает спорить между собой и размышлять о Всевышнем. Действительно, что ещё делать в местности, покрытой снегом и льдом? "В этих краях Бог был не особенно изобретателен" (с). Жизнь пингвинов так и текла бы в размеренном темпе и спорах, но у Бога на них оказались другие планы. Господь, недовольный животными и людьми, однажды устроил всемирный потоп! Как хорошо, что прилетела голубка и передала героям пригласительные билеты на ковчег. Два! Вы же помните про "каждой твари по паре"? Но пингвинов трое!!! Как быть? Они решают тайком, контрабандой пронести своего "лишнего" товарища на ковчег. Пронести его полбеды, ведь впереди их ожидает долгое плавание и невозможность признаться в содеянном.
Каждый из пингвинов в исполнении артистов театра имеет свой собственный неповторимый характер. Илья Смирнов наделил своего "Первого" Пингвина задатками "мачо", он считает себя самым умным и бесподобным. "Второй" Пингвин Максима Виноградова добрый и рассудительный, в какой-то момент, устав от долгого плавания на ковчеге и попав в безвыходное положение, он даже пробует примерить на себя роль Бога. "Третий" Пингвин в исполнении Шайхутдинова Искандера дерзкий и резкий, имеющий свой ряд вопросов к Богу, но не смотря на это, его персонаж не становится отрицательным. "Голубка" Софии Славиной напомнила мне классическую русскую женщину, способную объять необъятное, успевающую сделать миллион дел сразу и в какой-то момент "забывшую что-то очень важное" для себя)) В роли Ноя (хотя для меня было неоднозначно, Ной ли это или сам Всемогущий) мы видим на огромном экране Игоря Ясуловича, не смотря на смерть, он продолжает "жить" для нас зрителей в театре.
В спектакле много музыки, не даром в описании на сайте герои заявлены как Пинг-ВИА)) Блюз в исполнении ребят и Софии прекрасен. Уже неделю напеваю "После потопа")) Композиции были написаны режиссёром Евгенией Беркович специально для спектакля.
Дочь отметила костюмы. Они очень стильные. В подростковых спектаклях действительно достаточно надеть белую каску и чёрно-белый костюм, а дальше воображение зрителей дорисует само.
Буквально позавчера мы посмотрели в Московском Театре Юного Зрителя спектакль "Пингвины", поставленный Женей Беркович по бестселлеру Ульриха Хуба "Ковчег отходит ровно в восемь". Постановка эта очень современная, динамичная и невероятно смешная. Текст просто феерический - жалко пропустить хоть слово. Я текстом просто наслаждалась. С подростками сложнее - они конечно смеялись, но получить внятного ответа понравилось ли, а если понравилось, то конкретно что, мне не удалось. Остроумные вставки типа "люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени" и "не выходи из комнаты" им непонятны, но в конце концов должны же и взрослые получать удовольствие от детского спектакля.
На экран проецируется бесконечная череда пингвинов, бредущих во льдах Антарктики (видео - Ольга Дмитриева), но в спектакле рассказывается о судьбе лишь двоих, получивших приглашение на Ноев ковчег и протащивших нелегально на борт третьего. А все остальные? Погибли?
Все действие три смешных пингвина: стиляга Первый (Илья Смирнов), недалекий Второй (Максим Виноградов) и маленький невезучий Третий (Искандер Шайхутдинов) ссорятся и мирятся, воняют рыбой и пытаются разобраться в сложностях жизни. Хотя пингвины практически постоянно спорят о Боге, но этот спектакль совсем не про веру в Бога. Он о дружбе, о добре и зле, и о необходимости самому делать нравственный выбор ни на кого не оглядываясь.
А ведь пингвины еще и поют и сами себе аккомпанируют. Зонги на слова Жени Беркович меланхоличные, философские и забавные сопровождают нас во время действия.
В спектакле есть и четвертое действующее лицо: Голубка (София Сливина). София Сливина в этой роли просто потрясающа. Я даже не сразу узнала ее в образе зачуханной, замученной, перегруженной организационными проблемами Белой Голубки, которая даже забыла прихватить на Ноев ковчег себе в пару Голубя.
Сценография художника Никиты Евглевского лаконична и выразительна: помост, сверкающие шары и мусорные мешки, обросшие здесь таким множеством символов, что в пору диссертацию писать.
История в результате сводится к понятиям не столько религиозным, сколько общечеловеческим: жизнь прекрасна, своих не бросают, потоп был лишним, а миром правит любовь.
А о судьбе не попавших на Ноев ковчег пингвинов можно не беспокоиться: в финале герои вспоминают, что они умеют плавать.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / детский
Музыкальное безобразие
24 мая в Московском театре иллюзии состоится премьерный показ семейного спектакля «Музыкальное безобразие», созданного по книгам о муми-троллях.
Хорошо, что я такой
«Хорошо, что я такой» — оригинальная инсценировка актёра и режиссёра Андрея Гордина по детским стихотворениям и прозе российских авторов: Ольги Васильковой, Германа Лукомникова и Лены Репетур.