Спектакль По дороге в…
Сцены из «Преступления и наказания» в мрачной режиссуре Камы Гинкаса.
Кама Гинкас: «Я неоднократно зарекался ставить Достоевского. Слишком долго и много им занимался. Ставил в Финляндии («Идиот», «Преступление и наказание»), в Германии (опера «Н.Ф.Б.» по «Идиоту»), и, конечно, в Москве в театре МТЮЗ («Записки из подполья», «К.И. из «Преступления», «Нелепая поэмка»). 25 лет назад спектаклем «Играем Преступление» мы открыли новую сцену под названием «Игры во флигеле». И вот опять! Опять «Игры во флигеле». И опять Достоевский. Спектакль, который я сейчас репетирую, называется «По дороге в…». Опять сцены из «Преступления и наказания». Опять, конечно, Раскольников. Но главное действующее лицо — Свидригайлов. Это он все рвется куда-то. Может, в Америку, а может быть совсем не туда. Во всяком случае, он и Раскольникову предлагает отправиться туда. Куда «туда»? Свидригайлова не поймешь. Он все время то ли шутит, то ли говорит серьезно. То ли страдает, то ли юродствует. То ли сходит с ума, то ли прикидывается. Он — шулер, но врет редко. Он — убийца, но доказать это невозможно. Он — соблазнитель малолетних, но отчаянно любит Дуню. Свидригайлов — философ. Он, как и все герои Достоевского, жаждет правды и справедливости. Он не согласен жить, если нет и как-то не предвидится эта справедливость. Это русские сны. Русские сны по Ф. Достоевскому».
Отзывы о «По дороге в…»
Спектакль Московского Театра Юного зрителя "По дороге в..." идет во флигеле и начинается буквально с порога, вернее со двора, где за воротами нас гостеприимно встречают Кама Гинкас и Генриетта Яновская, помогая найти неприметный вход в особняк начала XIX века. А в особняке череда уютных комнат и коридор, ведущий к последней, к тупику, где и происходит в дальнейшем действие спектакля. Кама Гинкас уже не раз обращался к творчеству Достоевского в целом и к "Преступлению и наказанию" в частности. Предыдущий, виденный мною спектакль "К. И. Из Преступления" был полностью посвящен раскрытию образа Катерины Ивановны Мармеладовой и был моноспектаклем талантливейшей Оксаны Мысиной. А теперь "По дороге в.."... Свидригайлов и великолепный Игорь Гордин. Да в этом спектакле есть еще четыре действующих лица, но это скорее свита, играющая короля. Да, на сцене есть юный, рефлексирующий Раскольников (Эльдар Калимулин), Дуня (Илона Борисова) и двое артистов погорелого театра (Александр Тараньжин и Полина Одинцова) с топорами в черепах отдувающиеся и за убиенных старуху проценщицу с ее сестрой Лизаветой , и за лакея Фильку, и за соблазненное дитя. Они и спляшут, и споют, и вопросительно глянут на зрителей: все ли здесь, все ли читали Достоевского. А для нечитавших есть книга, герои нервно листают ее, ищут нужные фразы, надеясь что не все так страшно было написано, что все просто приснилось. Действие происходит в ослепительно белой комнате уже отмытой от крови, в которой маляры уже начали красить стены, но приведения такими простыми методами изгнать невозможно, вот и являются привидения и убийце со стажем Свидригайлову, и новоиспеченному убийце Раскольникову. Не зря с вопроса "верите ли вы в привидения" начинается спектакль и привидения невидимые и вполне реальные обступают убийц. Весь спектакль я была заворожена Свидригайловым, не могла отвести глаз от Игоря Гордина. До сих пор вижу потухший взгляд человека, уже все для себя решившего, еще по инерции рвущегося в Америку, еще добивающегося благосклонности Дуни, но знающего, что впереди у него только тьма. Свидригайлов выходит в белую дверь, старуха-проценщица кричит ему вслед: «Нельзя! Нельзя! Здесь этого нельзя!». Выстрел.
Снова флигель МТЮЗа, снова Достоевский, снова Кама Гинкас и снова Игорь Гордин. Все это не оставляет шанса уйти из театра равнодушным. А если, не дай Бог, вы пришли на спектакль "По дороге в..." с расшатанными от предательства дорогого человека нервами, если вы также страдаете от его нелюбви, как герой постановки, то есть шанс не уйти из театра живым вообще. Потому что дорога в... - это дорога в никуда, в смерть, в тот иной свет, символом которого - гипотетическая Америка, куда так стремится герой, куда он зовет с собой и других участников трагедии, ведь их совесть нечиста, а душа так же изломана.
Я давно хотела увидеть этот спектакль, много о нем слышала, но все не получалось добраться. И вот, выбрала время... Нет, была даже пара забавных моментов (ну один точно был, не буду спойлерить), но в целом - страшная история человека, изломанного безответной любовью. Свидригайлов. Да, да, не удивляйтесь, именно Свидригайлов из "Преступления и наказания". Гинкас вообще любит взять и начать препарировать одного какого-то героя. А Свидригайлов - один из интереснейших персонажей романа. И так сложилось, что во всех сценических постановках "Преступления и наказания", которые я видела, именно Свидригайлова играли самые заметные и талантливые актеры, именно этот персонаж выходил на передний план, заслоняя собой Раскольникова с его хреноватенькой, в целом, душонкой, хоть и с большими претензиями на "право".
Вот и во МТЮЗе вчера блистал Игорь Гордин. Я люблю этот театр и прекрасно отношусь к его актерам, но вчера все они, за исключением Александра Тараньжина, умудрившегося стать заметным даже в крошечной роли (а уж про его первый выход, когда он ждал, чтобы девушка в первом ряду прекратила свои занятия и обратила, наконец, внимание на сцену, я вообще молчу)), так вот, вчера все были просто фоном для Свидригайлова Игоря Гордина. Браво, Игорь Геннадьевич!
Мало того, что его Свидригайлов вынул всю душу зрителям, та еще и в первые минуты спектакля на сцене появляется некий персонаж - жуткий маргинал, в котором я вообще не сразу узнала Гордина, поразительное преображение.
Это не значит, что другие играли плохо, просто все не могут быть одинаково гениальными. Активно не понравилась мне только Илона Борисова в роли Дуни, вот вообще ей не верила ни разу, совсем мимо. Даже крошечные роли актеров погорелого театра были исполнены с гораздо большим успехом - их играли уже упомянутый мной Александр Тараньжин и Полина Одинцова.
Роль же Родиона Раскольникова досталась Эльдару Калимулину. Он очень старался, у него часто получалось, но на фоне опытного партнера ему было трудно захватить внимание зала.
И еще вот это ведро... Не знаю, что именно, какой смысл закладывал в эту деталь Кама Гинкас, но ведро все время играет в спектакле какую-то сакральную роль. То ли символ попытки очищения, забвения содеянного (в ведре - размытая штукатурка, идет ремонт), то ли указание на место, где лучше повеситься... Крови уже нет, но веревка - вот она. Альтернатива веревке - окно или пистолет... В общем - тяжелый спектакль. Сильный спектакль. Талантливый. Обязательно нужно смотреть (как и "Кроткую", например). Я рада, что наконец это сделала, несмотря на боль, которую он причинил.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «По дороге в…»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.