Спектакль Бег
Знаменитая пьеса Михаила Булгакова — одно из самых выдающихся произведений автора, с первых же читок вызвавшее неоднозначную реакцию: как неожиданные жаркие похвалы, например, Максима Горького, так и отчаянную, злую критику. Яркие, эмоциональные, темпераментные характеры переломной эпохи гражданской войны помещены Булгаковым в фантасмагорическую атмосферу полусна-полуяви, в котором трагическое соседствует с ироническим гротеском и обращает всю свою мощь прямо к сердцу зрителя. Ему придется в первую очередь приготовить чувства, откликнуться сердцем, отозваться на крик. Кажется, эта пьеса написана кровью души самого автора. Потому так ярки в ней — чувства потери, звенящей боли, живые чувства страдающего человека на фоне катастрофы. Бессмертье — тихий светлый брег... Наш путь — к нему стремленье. Покойся, кто свой кончил бег... Три строки из стихотворения Жуковского Булгаков сделал эпиграфом к пьесе «Бег». Сценография, придуманная вместе с художником Олегом Евгеньевичем Скударем, словно четвертая поэтическая строка — тот самый берег под небесами… Кажется, что это и полуостров Крым, и Константинополь, и закоулочки Парижа. А над ними — Небеса. Живые небеса, восемь снов — восемь небес. И именно под ними воюют, любят, страдают, спасаются и выживают герои пьесы. Теряют и снова обретают себя и Отечество. Земное и Небесное.
Отзывы о «Бег»
Ещё 5 отзывовCложное время, Россия почти сто лет назад. Стоит оглянуться и посмотреть на все происходящее тогда. Время суровое, крушился мир, семьи, моральные устои, поломанные судьбы окруженные телами на столбах. На сцене все черного цвета: бушлаты, платки, руки, честь. Только отрывисто появляется свет, надолго не задерживается, освещает одного персонажа, бросается к другому, потом исчезает и все снова во мраке. Все это в первой части. Здесь суровый Хлудов опускается в бездну, но не готов склонить голову и предать свои убеждения, когда вокруг бегство. Наделал, конечно, он глупостей, раскаялся даже, но показан героем. Павел Афонькин постарался и сыграл хорошо, сурово и с энергией без шуток и ужимок. Для шуток есть Григорий Чернота генерал-майор, в жизни Александр Алешкин, его мы скоро увидим в фильме про Льва Яшина. Вот он не унывает, идя в кальсонах по Парижу, потрепало и его жизнь эмигрантская. Эмиграция – это вторая часть спектакля, тут уже столы на сцене, скатерти, кабаре и Вертинский поет будто живой. Делец, предатель, негодяй Корзухин расплачивается за все совершенное, в прошлом акте. Он совсем другой эмигрант, в комфорте и при деньгах, выступает антиподом тем военным офицерам, что жалко существуют в порту Константинополя. Еще для себя отметил Айдара Шарафетдина, он играл нескольких персонажей, в каждом была искра.
Главная женская роль кажется у Серафимы Корзухиной, но война и все внимание больше не на нее. Елена Оболенская показала всю деликатность и тонкость персонажа, она готова на самые радикальные меры, но война. Люська, боевая подруга Григория Черноты, вот кто заставляет двигаться, она боевой тыл и вдохновитель на подвиги. Играла Люську Мохова Анна, персонаж величайшей энергии, но и она может иссякнуть. Закончилась и ушла в поисках лучшей доли, ждала до последнего, боролась, не назвал бы это предательством.
Интересная сценография, гнетущая атмосфера войны на контрасте с парижскими салонами, выглядит выразительно, вся многослойность нашего быта отражается в ней.
Пьесу «Бег» Михаил Булгаков посвятил временам Гражданской войны после революции 1917 года.
Всем известный сюжет и замысел автора прекрасно реализовал в спектакле «Бег» театр «Содружество актеров Таганки».⠀
Войска Белой Армии ведут отчаянное сопротивление и воюют с Красными в Крыму. История циклична... как будто и 100 лет не проходило.
Спектакль сложный, как и сама пьеса. Представляет собой ряд снов как нечто нереальное, во что не хочется верить, события воспринимаются как страшный сон.⠀
В основе судьба русской интеллигенции, высшего слоя Царской России, которые вынуждены бежать в эмиграцию и там оставаться до конца своих дней. Прекрасно передана актерами вся горечь, печаль, разочарование и страх этих людей. Безумное желание вернуться на Родину и невозможность вызывают у зрителя чувство бессилия, противоречия, ведь так быть не может и это снова сон.⠀
Страшные судьбы с мучительными перипетиями как обычных людей, Серафимы Корзухиной, приват-доцента Голубкова, так и военных генералов Хлудова и Чарноты. Эта война не пощадила никого.⠀
Особого внимания заслуживают декорации. Прекрасный приём Символизма в деталях реализовала режиссёр Мария Федосова. Движущаяся часть декораций сначала предстаёт перед зрителем отплывающим кораблем, затем сценой кабаре в Париже, а в финале стеной расстрела генерала Хлудова.⠀
Актеры очень органичны, фантастически поют военные песни, проживают каждую роль на разрыве эмоций, на грани чувств, на пике человеческих возможностей.⠀
Спектакль зрелищный, красивый, проникновенный, невероятно глубокий и определенно заслуживающий внимания зрителей. Очень рекомендую для просмотра с подростками, в чьей школьной программе есть произведения Булгакова для более верного восприятия и осмысления.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Фотографии к спектаклю «Бег»
Актеры «Бег»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.