Спектакль Вишневый сад
«Вишневый сад» в постановке Андрея Кончаловского стал заключительной частью чеховского триптиха режиссера на сцене театра имени Моссовета, начатого спектаклями «Дядя Ваня» (2009 г.) и «Три сестры» (2012 г.). Трилогия — авторский проект режиссера, выступающего в этих спектаклях и в качестве художника, объединившего все три постановки единым решением сценического пространства разного в частностях, но унитарного в целом. По словам Андрея Кончаловского: «Пьесой «Вишневый сад» закончилось великое творчество Антона Павловича Чехова. Он писал ее, будучи тяжело больным, и невесело шутил, что, по его докторским расчетам, он задержался на этом свете, по крайней мере, года на три. Зная приближающуюся развязку, он решил попрощаться с жизнью весело, именно поэтому он писал «Вишневый сад» как комедию».
Спектакль удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец» в нескольких номинациях: «Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая женская роль» (Юлия Высоцкая – Раневская) и «Лучшая мужская роль» (Александр Домогаров — Гаев). Постановщик спектакля Андрей Кончаловский отмечен премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссер».
Отзывы о «Вишневый сад»
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Самое главное, что удалось передать режиссеру тогда и это он умеет делать блестяще и сейчас, что зацепило меня и заставило внимательно смотреть – это атмосфера, то легкое, неуловимое ощущение эпохи, эпохи давно ушедшей. Ведь никто из нас теперешних тогда не жил, а судить мы можем только по написанному. А вот Андрей Сергеевич умеет создать тот прекрасный дворянский мир с его укладом, он передается зрителю какими-то легкими вибрациями. Смотрю и верю!
Начну с того, что во многих театрах сейчас, к сожалению, минимизируют декорации. Это моя отдельная боль. Я видела «Вишневый сад», где из декораций был только знаменитый шкаф, стул и кофейная пара, а спектакль при этом был неплох, но пуст, не обрамлен что ли. А для Чехова необходимы декорации, все эти предметы, вовлекающие нас в чеховские миры: плетеные кресла, абажуры, патефоны. Слава богу или режиссеру, что в театре Моссовета не так, там видна полноценная работа художника. Эта рамка спектакля (декорации) она настоящая, она любимая, она потрескавшаяся, но все ее трещинки дороги. Перед нами помост, на котором воссоздан усадебный быт: то это терраса с плетеными креслами, где пьют чай и вспоминают, вспоминают, вспоминают; то пикник в саду с качелями, где мечтают, мечтают, мечтают, а вот мы в гостиной, где уже собраны чемоданы и позабыт Фирс, где страдают, страдают, страдают. А вишневый сад уходит вдаль черно-белой дымчатой проекцией на заднике сцены. А во втором действии появляется небольшой оркестр, и пьеса обретает еще и прекрасное музыкальное звучание. Вслед за декорациями хочу отметить костюмы, конечно, у Раневской они самые впечатляющие, я любовалась ее нарядами, рассматривала обувь, украшения ( да, они были видны), как же они безупречно продуманы, как они к лицу Ю.Высоцкой, кажется, сейчас она именно в том же возрасте, что и ее героиня, и это еще один сильный акцент, когда роль приходит ко времени.
Что касается актерской игры, есть такое понятие в архитектуре – архитектоника - это соотношение нагрузки и опоры, вот в этом спектакле создан такой актерский баланс, при котором никто не перетягивает на себя, все звучит и смотрится гармонично и едино. Кстати, сам режиссер присутствовал в зале, спектакль, как мне показалось, он смотрел как зритель, да как смотрел, с какой любовью и вниманием он наблюдал за актерами.
Если вы хотите увидеть классическую постановку «Вишневого сада», открыть для себя Чехова, то я рекомендую сделать это через постановки Андрея Сергеевича Кончаловского. Спектакль идет 7-й год и неизменно собирает аншлаги!
Так получилось, что в моем давно любимом театре Моссовета есть несколько спектаклей (не новинок!), которые я почему-то не смотрела. То ли звезды не складывались, то ли что-то еще, но факт. Так, я до сих пор не смотрела трилогию Кончаловского: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Но наконец-то «лед тронулся!» (с), и недавно я попала на «Вишневый сад».
Между прочим, места у нас были в амфитеатре сбоку, и я легкомысленно понадеялась, что удастся пересесть в партер, как, например, запросто вышло на «8 любящих женщин». Но куда там! Такой заполненности этого зала я давненько не видела (разве что на рок-опере) — даже балкон под потолком был занят весь. Ни то, что это Чехов, ни начавшийся уже дачный сезон (а спектакль шел в выходной) не помешали. И это очень, очень радует! Все же зрители любят и ценят серьезные постановки классики, а не только модные премьеры.
Итак, «Вишневый сад». Пьесу я, разумеется знаю, хотя спектакль по ней смотрела лишь однажды, более 10 лет назад, в ленкоме, где Гаева играет Збруев, а Фирса играл Броневой… Тем интереснее было увидеть версию Андрея Кончаловского.
Юлия Высоцкая в роли Раневской выше всяких похвал, конечно. Очень мила и убедительна Юлия Бурова в роли Ани. Наталия Вдовина потрясающе сыграла Варю, такую серьезную, хозяйственную и религиозную в свои 24.
Шарлотта Ивановна (Лариса Кузнецова) и Дуняша (Евгения Лях), на мой взгляд, обеспечивают «комедию» в этой истории, и с этой задачей справляются отлично.
играет Алексей Гришин, и играет превосходно. По крайней мере, мне его Гаев понравился — именно так его и представляла: милый беспомощный болтун, типичный представитель выродившейся уже аристократии, абсолютно неприспособленный к реальной жизни, как редкое животное, всю жизнь живущее в зоопарке, не приспособлено к жизни на воле.
Великолепный Лопахин получился у Виталия Кищенко, одновременно и отталкивающий, и вызывающий уважение. Умный, хваткий делец, по-прежнему любящий Раневскую. Он раз за разом подсказывает ей решение — и раз за разом наталкивается на совершенно непонятный ему, столь практичному, отказ предпринимать что-либо…
Отдельно хочется сказать про Фирса, вернее, про Антона Аносова. Я его… не узнала! Как молодой человек может так убедительно превращаться в старика Фирса — загадка, но может же! Браво и мое восхищение :)
Конечно, нужно отметить работу художника по костюмам (Тамара Эшба) и гримеров.
Итого мы видели спектакль в классической версии. Единственной, пожалуй, данью современности стало использование видеопроекции (?), но и там мы всего лишь можем читать отрывки из писем Чехова и к Чехову, и это чтение позволяет чуть-чуть лучше понять и Антона Павловича, и его Вишневый сад.
Кстати, мне никогда не было понятно, почему эта пьеса названа комедией. Конечно, отдельные моменты, движения, поступки персонажей, способные вызывать улыбку, есть, но ведь по сути это история бесконечно грустная. Об одиночестве. О конце эпохи. О несчастливых людях, неспособных управлять собственной жизнью, цепляющихся за свои представления и отвергающие реальность. О старике Фирсе, которого попросту забыли в заколоченном доме. О вишневом саде…
«Вишневый сад» Кончаловского прекрасен. Это тот самый спектакль, на который можно вести и подростков, и пожилых родителей, и тех, кто в театре бывает раз в пару лет, и заядлых театралов (хотя последние наверняка его уже видели).
Рецензии
Читайте про другие
события
Актеры «Вишневый сад»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.