Отзывы о "Игра в Наполеона"
Вы любите историю, а детективы? Пожалуй, ближе всего именно к жанру исторического детектива можно отнести постановку «Игра в Наполеона» Валерия Беляковича по пьесе Стефана Брюлотта «Партия с императором».
Чуть-чуть домыслов и фантазий, и фигуры действующих лиц, включая далекого грозного Наполеона, становятся весьма близкими и реальными.
Специально заглянула в исторические хроники: в шахматы Наполеон играл, ему даже приписывают 3 этюда, но супер сильным игроком не был. Действительно, на острове Эльба его навещала невенчанная «польская супруга» Мария Валевская, но длилась эта встреча всего 3 дня. И, наконец, до сих пор не утихают слухи о том, что жизнь императора на острове святой Елены прервалась в результате отравления мышьяком. Ученые строят свои гипотезы на основании химического исследования волос, а другие ученые эти данные опровергают, говоря, что в те времена повышенное содержание мышьяка в организме людей легко можно объяснить применением медицинских препаратов.
Яд не один раз подступал близко к жизни Бонапарта. Как раз перед высылкой на остров Эльба, после подписания отречения за себя и свое семейство от притязаний на французский престол в апреле 1814 года в Фонтенбло, Наполеон, находясь в депрессии, принял яд, но тот на него не подействовал. Таковы реальные события.
И драматург ведет легкую игру с историей. По его версии, уже во время первой высылки на Эльбу появляются недоброжелатели, которые жаждут скорейшей кончины императора. Они нанимают молодого человека актера, обладающего незаурядными шахматными способностями, чтобы тот исполнил роль английского офицера и за игрой незаметно подливал отраву в вино Наполеона. Кто кого переиграет? Молодому человеку не известны все игроки партии, да и к своему шахматному противнику он не испытывает ненависти, скорее наоборот симпатию и уважение. Наполеон не слишком силен в шахматах, но в политических играх ему ума не занимать, чем же все закончится?
Интригующий сюжет плюс отличные актерские работы. Наполеона играет Олег Николаевич Леушин. Масштабному образу масштабного актера. Его шахматным партнером-отравителем стал Фарид Тагиев. Он отлично передал двойственность своего персонажа: обычного человека вне образа и актера в роли английского офицера. Соратника императора маршала Бертрана, большого поклонника Корнеля, исполняет Евгений Бакалов. Честный преданный рубака. Двух тайных предателей, ведущих собственные игры, полковника Новерраза играет Сергей Бородинов, а доктора Фуро — Олег Анищенко. Бездна обаяния и двуличия одновременно. И наконец, сразу две женские роли пришлись на плечи Карины Дымонт: роль Марии Валевской и роль молоденькой женушки неудачника актера. И постоянно шагают по клеткам сцены шахматные солдатики. Куда пошлют, там и встанут. Кто-то из главных героев временами присоединяется к их строю.
При нашем знании истории, сюжет, на мой взгляд, должен быть интересен почти всем возрастам (кто не знает старика Наполеона...) Организовалась замысловатая многоходовочка с вплетающимися любовными линиями. Большинство героев прячется за масками. И если у поэта: «И кто из вас герой, и кто из вас лакей, И кто из вас герой-лакей укажем без труда», то тут весьма сложно отличить врагов и подлецов под личиной благонадежных соратников.
Еще один потрясающе интересный и «глубокий» спектакль Театра на Юго-Западе. «Игра в Наполеона» (конечно же, в режиссуре Валерия Беляковича) поставлена по пьесе канадского драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором». Наполеона играет сам худ.руководитель Театра – Олег Леушин. Сосланный на маленький остров Эльба, опальный император развлекает себя игрой в шахматы, где фигуры – это живые люди. Даже сцена на сей раз представляет собой огромное шахматное поле.
Окруженный приближенными, которые его втайне ненавидят: полковником Новерраз (Сергей Бородинов), доктор Фурро (Олег Анищенко), маршал Бертран (Евгений Бакалов) и бывшая возлюбленная Наполеона Мария Валевска (Карина Дымонт), Наполеон подозревает всех. В эту политическую интригу вмешивается и актер Кристофер Этвуд (Фарид Тагиев), которому таинственные заговорщики приказывают втереться в доверие к Наполеону и отравить его.
Личность Наполеона просто поражает. Истинный император, необыкновенно талантливый: диктует три письма разного содержания одновременно, импровизирует в стихах, играет в театре. Игра, игра, постоянно игра… И уже непонятно, кто на чьей стороне играет.
Сложная, запутанная интрига держит в напряжении весь спектакль. По ходу действия возникают все новые вопросы (хотя я смотрела внимательно!). Кем был послан Этвуд? Действительно ли его намерения разоблачили в сцене охоты на фазанов или это был его горячечный бред после отравления? Почему в театральной постановке о смерти Цезаря артисты так натурально умирают, или Марию Валевску насилуют? Или это все-таки игра? И много, много еще вопросов…
Особенно впечатляет финальный эпизод: игра «вслепую» между Этвудом и Наполеоном. Кто же победит в этой битве: желающий вернуть себе трон император или маленькая пешка Этвуд? Кто окажется сильнее?
Мне кажется, этот спектакль недостаточно посмотреть один раз: при новом просмотре наверняка обнаружишь новые и новые грани сюжета. Обязательно постараюсь на него попасть еще раз.
Всем активно рекомендую: 9 из 10.
Спектакль «Игра в Наполеона» на сцене Театра на Юго-Западе начался в фиолетово-бирюзовом дыму, отражённом в бесчисленных затемнённых зеркалах-дверях над шахматном полом. Магическое обещание.
Постановка основана на комедии канадского драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором», и было интересно познакомится с канадской драматургией в фантазийном стиле.
То, что пласты в сюжете многослойные, было предсказуемо – ведь это ж Наполеон, фигура премногозначная, за ним очень спорный мировой исторический пласт. На историческую точность здесь никто не претендует, да и зачем в театре точность. В театре нужна игра, размышление, обыгрывание граней. Чтобы зритель сам двигался в восприятии истории.
Олег Леушин, скажу я, шикарный мужчина с очень плотной энергетикой. Масштаб Наполеона с его мощным типом сознания даже представить сложно, не то что играть. А Леушин смело находит себя в этой роли со своей яркой внешностью героя эпичного фэнтези и с этими колючими голубыми глазами. И голос хищного зверя, и бешеная сила притяжения.
Роль то огогой! Кипучий котёл эмоций. Что может испытывать великий полководец, революционер, массовый убийца, который оторван от всего? Злость, тоску, недоверие, унижение, презрение, боль отца, страдание возлюбленного… И всё равно во всём чудовищная сила воли. Остаётся лишь играть. В шахматы, в стихоплётство, в театр, в интриги, в смерть.
Ещё играть в отношения, где, как в шахматах, постоянно рокировки. Вокруг Наполеона постоянно фигуры – маршал, полковник, доктор, любовница, лже-лейтенант и пешки. Политический вертеп, как в сердцах утверждает главный герой. Всё перепутано: большая политика с тесным окружением. Наполеон устаёт, почти падает, но не сдаётся.
И то, как они играются фигурами, становится блестящим танцевальным шоу. Вот это восхитительная черта этого нового для меня театра – стильная зрелищность. Актёры и/или безличная массовка – всё мужчины да с полуголыми торсами (вероятно, на радость зрительницам преклонного возраста, коих в зале много) – в мягком и красивом освещении создают подвижные фигуры резкими или медленными движениями в соответствии с акцентами сюжета. Даже шахматная игра становится танцем. А потом свершаются и хореографическая смерть, и хореографическое увечье. Так оно мягче воспринимается, конечно.
Шикарный синтез сильной актёрской игры и выразительного визуально-танцевального шоу. Как результат, сюжетные пики приобретают многомерный объём, что коррелирует с моим типом восприятия. Мизансцена мастерская на 100 %. Костюмы смелые, намекающие на эпоху, но очень вольно. Массовка художественно загримирована, и их лица-маски также подчёркивают настроения в сюжете.
Со зрителем постановщик много играется, нас часто загоняют в ловушки смыслов и оценок. В целом, зрительный зал, чувствуется, заворожен, впитывает каждое мгновение насыщенного спектакля.
В качестве резюме о непростой, но яркой постановке. «Игра в Наполеона» - это конфетка! Сильная, стильная, запоминающаяся, аутентичная, построенная на визуальных и эмоциональных эффектах. Олега Леушина в этой роли не хочется отпускать со сцены – настолько хорош!
Полный отзыв: https://flamingovv.livejournal.com/1061135.html
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.