Отзывы о "Игроки"
Театр "Школа драматического искусства" - это театр-лаборатория, где практически каждый спектакль - творческий эксперимент.
В уникальном пространстве творят несколько лабораторий, в том числе, моего обожаемого Дмитрия Крымова.
⠀
В этот раз решила поближе познакомиться с другой лабораторией театра - Заслуженного артиста России Игоря Яцко.
Выбрала пьесу "Игроки" Н.В.Гоголя и угадала с выбором!
"Игроки" Яцко - это настоящая яркая авантюра, блестяще разыгранная актёрами.
К классике отнеслись бережно, но, в тоже время, взглянули по-новому, через тонкий женский фильтр.
Игру "банчик" здесь играют четыре женщины, каждая со своим характером.
Не играют, а потрясающе живут в своих ролях!
Сначала спокойно, как-то несмело, спрятавшись за мужскими костюмами, но постепенно раскачивают маятники ролей до бешенной амплитуды и к концу просто сносят своей энергией и азартом!
Азарт здесь самый первоклассный! Он в каждом слове и движении, в каждом вздохе актёров. Его потребляют, как наркотик или пьют, как кровь, он главный способ обогащения.
⠀
В 1820-1840 годах шулерство было очень популярно в России, многочисленные мошенники ловко ловили на удочку обывателей.
Но что если в сети шулеров попадёт не обычный человек, а такой же аферист и шулер, как и они сами. Какую ловкую ловушку они для него подготовят и как разыграют афёру?
⠀
Не буду расскрывать сюжет, иначе потеряется интрига. Во время просмотра спектакля постоянно ловила себя на мысли: ну почему я знаю развязку!? Какой был бы неожиданный финал, если бы не читала первоисточник!
Но несмотря на это, было очень даже интересно смотреть как мужские роли и характеры азартно, лёгко и энергично раскрывают актёры-женщины. Всё получилось!
⠀
Честолюбивый Ихарев в исполнении Ольги Баландиной - сексуальный, дерзкий, самовлюбленный, по сути своей неплохой человек.
Утешительного великолепно играет Мария Зайкова. Вот как ей не поверить?!
Особо хотелось бы отметить Глова-младшего (Дарья Рублева) и Замухрышкина (Екатерина Кузминская). Браво!
Первый просто "горит" в своей роли, а второй - бесподобно рисует портрет продажного чиновника.
⠀
Понимаю, почему современные режиссёры всё чаще обращаются к классике. До сих пор это актуально. Ихарев, Замухрышкин, Утешительный - современные персонажи, которые могут проворачивать свои делишки в любое время. Мало, что изменилось.
И говоря современным языком: Утешительный и компания блестяще хайпанули!☺
⠀
Спектакль длится два часа, без антракта в Тау-зале. Люблю проходить путь к этому залу, есть время настроиться на спектакль или встретить самого режиссёра. Вот почти всегда они вас здесь встречают и ждут после спектакля.
В зале нет сцены в классическом понимании, нет занавеса, а зрители становятся частью спектакля.
Актёры часто обращаются к зрителям, например, Ихарев просит побрить его...ноги и даже учит как правильно это делать, трактирный слуга угощает нас шампанским и целует мою соседку в щёчку.
⠀
На заднем плане музыканты: фортепиано, скрипка и виолончель. Великолепный Шостокович и живая музыка дарят великолепное настроение на весь вечер!
Постановка талантливого режиссера и актера Игоря Яцко. Я не знаю, почему режиссер решил, что именно женщина сможет выразить природу игрока. Женщина по натуре - не игрок. Если она не играет в театре. :) Точнее, женщина в жизни играет массу ролей, намного больше, чем мужчина, она действительно способна к трансформации и метамофорзам. Я согласна даже, что женщины часто играют и мудрят в отношениях, но вот роль именно азартного игрока женщины примеряют нечасто. Азарт и женщина - вещи не очень совместные, как мне кажется.
Тем не менее я с интересом наблюдала за игрой актрис. Не знаю, что вышло бы, если бы роли отдали, как полагается, мужчинам - но вот этот элемент игры в игре меня всегда увлекает, спектакль получается более сложным и интересным.
Играли они именно мужчин, мужские характеры, хотя ни грима, ни париков не было, ничего, кроме стилизованных под мужские костюмов, да и то не все время. Мне понравилось, как получилось. Это была в самом деле компания азартных мужиков - верю. В тот момент, когда Ихарев договаривается с компанией картежников, они "разоблачаются" и переодеваются в юбки. Мне всегда нравится наблюдать, как "играют" костюмы в этом театре, у меня всегда на этот счет рождается какая-то история. Вот и тут я подумала, что это именно иллюстрация "разоблачения" друг перед другом. Однако мысль моя тут же пошла дальше, и я подумала, что трое-то из них начали новую игру, то есть я бы, будь моя воля, именно этих троих снова нарядила в брюки, оставив в совершенно роскошном красном юбочном костюме только Ихарева. :) Но это мои фантазии. Что имел в виду режиссер, придумывая это переодевание, мне неизвестно.
Однако намного больше мне понравились актрисы, игравшие второстепенных персонажей: Гловов и Замухрышкина. Очень "вкусные" получились образы. Причем каждый такой "нарочитый", гипертрофированный, они как бы нарочно переигрывали, каждый в своей манере - ведь, по сути, и по сценарию они играли не свои роли. И тут было как бы подчеркнуто, что это спектакль в спектакле.
Дарья Рублева вообще отожгла по полной. Эта роль была самой энергичной, она уже с горящими глазами вылетела на сцену, а потом распалялась все больше и больше. И вот тут я бы хотела сказать о том, что мне не совсем понравилось. Вот эта истеричность, нагнетаемая на протяжении всего спектакля. Он очень громкий, там много орут. Всё на взводе, в каком-то не просто помешательстве азарта, а в бешенстве. Игорь Яцко написал: «В этом произведении очень остро показана нравственная составляющая риска, а также образ души, вступающей в союз с некими силами, которые могут ее не только возвысить, но и низвергнуть». Я подумала, может, это и был образ души, продавшейся богу азарта и наживы?.. Я понимаю, что таков был замысел, но, если честно, я притомилась от этого буйства, для меня это было чересчур. Хотя соседи мои, вполне себе пожилые, казалось бы, хохотали вовсю.
"Игроки" - одна из тех пьес, которые очень интересно смотреть в разных интерпретациях и сравнивать спектакли друг с другом. И если в театре на Юго-Западе "Игроки" мистические, то в ШДИ... Пожалуй, тут они в первую очередь музыкальные. Ибо организующим началом постановки является музыка! Шостакович в исполнении трио музыкантов (Елена Амирбекян, Игорь Корних, Мария Гришина) заколдовывает, манит, управляет движениями актрис, утягивает в мир игры.
Актрис, да! Потому что всех игроков в спектакле играют женщины. Персонажи при этом остались мужскими, но суть их - женского рода (как и слово "игра"). Ихарев и троица Утешительный-Швохнев-Кругель просто обнажили эту суть друг перед другом, переоблачившись из брюк в юбки... впрочем, говорить о себе продолжили в мужском роде (но разве в "Игроках" кто-то честен с другими и собой до конца?).
Интересный ход местами заставил гоголевский текст заиграть новыми красками: Ихарев требует, чтобы ему подали побриться, и бреет, разумеется, ноги; неожиданную окраску приобретают слова старшего Глова, когда он(а) разглагольствует о ценности семьи и детишек или сетует о тяге младшего Глова к гусарам (Сашу Глова, само собой, тоже играет хорошенькая девушка).
Но главное все-таки даже не это, а то, что ты действительно задумываешься о природе игры и всего того, что на ее место можно подставить. Плутовство. Азарт. Соблазн. Разврат.
Искусство.
Если на Юго-Западе Швохнев, Кругель и Утешительный подчёркнуто разные, у каждого свой образ и свой характер, то в этой постановке в какой-то момент возникает впечатление, что Ихарев познакомился с трёхглавым Змеем Горынычем; игроки в исполнении Марии Зайковой, Ольги Бондаревой и Алисы Рыжовой составляют единое целое, Ихарев (Ольга Баландина) подчёркнуто им противопоставлен - и не только красным платьем и восторженно распахнутыми глазами, но и отношением к игре как к искусству.
Впрочем, для троицы-то игра - тоже искусство, просто другое. Если Ихарев - явный художник-одиночка (и не следовало ему, ох, не следовало искать себе партнёров!), то эти - явные актёры, а Утешительный при них - и вовсе режиссёр. Ихареву в этой пьеске отведена роль зрителя, которому морочат голову... Впрочем, есть в этом театрике и художественный руководитель - Алексей (Роман Долгушин) с самого начала знает и понимает, что происходит, и аккуратненько дёргает за ниточки из-за кулис.
Без мистической нотки, впрочем, тоже не обошлось - ну какой Гоголь без мистики? Швохнев-Кругель-Утешительный - то ли ведьмы, то ли вампирши, слугу Ихарева они превращают в упыря, Глова-младшего - тоже; да и сам(а) Ихарев в финале становится то ли упырем, то ли бесноватым, то ли попросту сходит с ума. Игра же в определённый момент очень напоминает спиритический сеанс со столоверчением.
Единственным нормальным на шабаше опять же остаётся Алексей - и пусть он появляется перед героями вдребезги пьяным, очевидно, что это всего лишь роль. Он главный в этом маленьком адочке. Может быть, потому, что не игрок.
Спектакль мне очень понравился, несмотря на провисающее начало (напряженное недоумение в зале понятно - зритель чинит треснувший шаблон; но создавалось впечатление, что такое же напряжение царит и на сцене, начало тянул на себе Долгушин, актрисы расслабились и разыгрались позже). К тому же можно было бы обойтись и без накладных вампирских клыков. Роль монитора над сценой тоже сомнительна - все же большую часть времени он дублирует происходящее на сцене, поэтому привыкаешь не обращать на него внимания...
Однако пара мелких деталей общего впечатления не испортили. Яркий, необычный спектакль - такая трактовка "Игроков" запомнится мне надолго!
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.