Спектакль Кавказский меловой круг
Джазовое роуд-муви, созданное по законам театра Брехта.
В основе пьесы Бертольта Брехта — притча царя Соломона, повествующая о споре двух матерей. Когда мир превращается в войну и каждый ищет только свою правду, Груше спасает жизнь чужого ребенка и отправляется с ним в долгий путь вопреки законам здравого смысла, наперекор опасности и мнению окружающих. Спектакль Никиты Кобелева о ценности бескорыстного поступка и в то же время о том, какую цену приходится за него заплатить.Джазовое роуд-муви по просторам Грузии, созданное по законам эпического театра Брехта, полное азарта и музыки Пауля Дессау в живом исполнении квартета «Круглый бенд», заканчивается в суде. Спор двух матерей предстоит разрешить пройдохе, жуликоватому писарю Аздаку, заодно дав свой ответ на вопрос, что такое истинная справедливость.
Одна из самых культовых пьес Бертольта Брехта, «Кавказский меловой круг», уже шла в репертуаре Театра Маяковского. В 1964 году в спектакле Владимира Дудина в роли Груше блистала Галина Анисимова, а в роли Аздака — Лев Свердлин. Сейчас Никита Кобелев отдал главные роли молодой актрисе театра Юлии Соломатиной и народному артисту России Игорю Костолевскому.
Никита Кобелев, режиссер: «Как писал Брехт: "Дурные времена делают человечность опасной для человека". Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак — воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли — единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще».
Отзывы о «Кавказский меловой круг»
Ещё 3 отзыва"Кавказский меловой круг" - спектакль по пьесе Бертольта Брехта, в основе которой лежит притча о царе Соломоне и его решении в споре двух матерей по поводу того, кому же принадлежит ребенок.
Действие пьесы разворачивается в Грузии, в отличие от оригинального сюжета в спектакле вся эта предыстория про колхозы убрана.
Оставлено только место, Грузия и история молоденькой девушки Груше, блистательно сыгранная Юлией Соломатиной.
По сюжету Груше забирает чужого хозяйского ребенка, который вдруг становится особо никому не нужен в момент войны.
Нужен ли ребенок самой Груше? В начале, конечно, нет. Она просто не может оставить умирать младенца, она пытается его спасти, при этом жертвуя своими планами и надеждами.
Режиссер Никита Кобелев наполняет спектакль музыкой в живом исполнении квартета «Круглый бенд». И хотя музыка снижала трагичность обстановки, все-таки не позволяла уйти от главной темы пьесы и спектакля - внутренняя человечность, проявленная Груше и судьей Аздаком.
И если вся жизнь Груше скорее постоянное преодоление обстоятельств и постоянная жертва, то появление Аздака воспринимается скорее как чудо, как то, чего не может быть. В этом шуте гороховом проявлен сам Бог, вершащий справедливость. Неудивительно, что век правления Аздака короток, создается впечатление, что и явился он только для того, чтобы чудесным образом решить все проблемы героини, конечно, предварительно испытав ее.
Похоже местами на сказку, на то, что в реальной жизни быть не могло, но именно эта фантастичность и приближает действие к вневременному мифу, легенде о Соломоне и его суде. В какой-то момент зрители проваливаются в Библейскую тему, и на примере истории Груше размышляют о доброте, страданиях и внутренней свободе, о том, что несмотря на внешние обстоятельства, всегда у человека есть выбор.
Вот казалось бы, девушка берет ребенка, окружающие должны восхищаться ей и помогать, но особо никто не торопится, скорее каждый норовит побольнее пнуть, какую-то свою выгоду поймать, в крайнем случае, как сделал дядя Груше, поскорее от нее избавиться... Да, обидно, несправедливо, но слишком жизненно.
Визуально спектакль очень выстроен: свет, разделение с помощью помостов на несколько пространств, красные платья двух женщин, двух матерей. Режиссер мастерски использует кинематографические приемы: часто мне хотелось , чтобы актеры замерли, чтобы хотя бы глазами заснять удачный кадр.
Действие идет более трех часов. Это реально много и какие-то моменты затянуты, но жалею только о том, что пошла с подругой. Надо было идти одной. Этот спектакль требует 100% вовлеченности и размышлений.
Кавказский меловой круг Б.Брехта в театре Маяковского
Не то чтоб неожиданно для Брехта, но оказалось, что эта пьеса - криминальная драма, военная трагедия, и еще - оптимистическая и лирическая. Длинная и увлекательная одновременно получилась у театра. Приятно увидеть на сцене складный сюжет без очевидных недостатков, швов и неумелости, какие приходится видеть под видом современной драматургии не редко.
Тут много интересного. Например,
И. Костолевский – звезда. И, как свойственно звездам, затмевает многое рядом. Но не всё.
Его Аздак – отменный судья, славный пьяница, добродетельный писарь и обаятельный громила. У него высокий рост и обаяние, на нем – светлая одежда. Понятно, что решение такого судьи будет правильным. Мы ему доверяем полностью . Но пока до дела дойдет, пройдет не то чтоб вся жизнь, но наверное, пол-жизни героев, по значимости.
Вот Ольгу Прокофьеву (в роли Свекрови) не затмить. Она – огонь и пламя, яркий персонаж. Внезапно, после всякого серьезного, ура - комическая пара образовалась - мать и сын, и действительно, ужасно смешно все это: свадебная тема с похоронной. Сцена в ванне – незабываема. В ванне сидел актер Алексей Фурсенко, будучи фальшивым мужем, и феерически веселил публику, в одежде и без.
Главная героиня – Груше, ее играла Юлия Соломатина.
Молодые персонажи– они скучнее отчего-то. Что Груше, что ее жених Симон Хахава (Евгений Матвеев). Занудные и трогательные, вгоняют в сон. Хорошо, что на Груше - красное платье, оно ей идет, выделяет и глаза не закрываются. Груше здесь – самая важная фигура. Бедная девушка, ответственная служанка, красивая и благонравная, выносливая и преданная.
Как мать побеждает био-мамашу в суде. Жена губернатора, Дарья Повереннова, - отрицательная героиня, но права имеет. Ибо кровь не вода как бы.
Ну вот бывает, что как раз вода, а то и моча, в общем-то.
О чем и рассказывается нам эта классная пьеса.
Позволившая и поплакать (потому что чувствительно это, судьба детей) и посмеяться (Ольга Прокофьева и Алексей Фурсенко, браво!) и надеяться на справедливость даже в нашем мире.
Рецензии
Рецензия: «Кавказский меловой круг»
Пафосная пьеса-притча Брехта, поставленная в жанре джазового роуд-муви.
6 мая 2016, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «Кавказский меловой круг»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.