Отзывы о "Кавказский меловой круг"
"Кавказский меловой круг" - спектакль по пьесе Бертольта Брехта, в основе которой лежит притча о царе Соломоне и его решении в споре двух матерей по поводу того, кому же принадлежит ребенок.
Действие пьесы разворачивается в Грузии, в отличие от оригинального сюжета в спектакле вся эта предыстория про колхозы убрана.
Оставлено только место, Грузия и история молоденькой девушки Груше, блистательно сыгранная Юлией Соломатиной.
По сюжету Груше забирает чужого хозяйского ребенка, который вдруг становится особо никому не нужен в момент войны.
Нужен ли ребенок самой Груше? В начале, конечно, нет. Она просто не может оставить умирать младенца, она пытается его спасти, при этом жертвуя своими планами и надеждами.
Режиссер Никита Кобелев наполняет спектакль музыкой в живом исполнении квартета «Круглый бенд». И хотя музыка снижала трагичность обстановки, все-таки не позволяла уйти от главной темы пьесы и спектакля - внутренняя человечность, проявленная Груше и судьей Аздаком.
И если вся жизнь Груше скорее постоянное преодоление обстоятельств и постоянная жертва, то появление Аздака воспринимается скорее как чудо, как то, чего не может быть. В этом шуте гороховом проявлен сам Бог, вершащий справедливость. Неудивительно, что век правления Аздака короток, создается впечатление, что и явился он только для того, чтобы чудесным образом решить все проблемы героини, конечно, предварительно испытав ее.
Похоже местами на сказку, на то, что в реальной жизни быть не могло, но именно эта фантастичность и приближает действие к вневременному мифу, легенде о Соломоне и его суде. В какой-то момент зрители проваливаются в Библейскую тему, и на примере истории Груше размышляют о доброте, страданиях и внутренней свободе, о том, что несмотря на внешние обстоятельства, всегда у человека есть выбор.
Вот казалось бы, девушка берет ребенка, окружающие должны восхищаться ей и помогать, но особо никто не торопится, скорее каждый норовит побольнее пнуть, какую-то свою выгоду поймать, в крайнем случае, как сделал дядя Груше, поскорее от нее избавиться... Да, обидно, несправедливо, но слишком жизненно.
Визуально спектакль очень выстроен: свет, разделение с помощью помостов на несколько пространств, красные платья двух женщин, двух матерей. Режиссер мастерски использует кинематографические приемы: часто мне хотелось , чтобы актеры замерли, чтобы хотя бы глазами заснять удачный кадр.
Действие идет более трех часов. Это реально много и какие-то моменты затянуты, но жалею только о том, что пошла с подругой. Надо было идти одной. Этот спектакль требует 100% вовлеченности и размышлений.
Кавказский меловой круг Б.Брехта в театре Маяковского
Не то чтоб неожиданно для Брехта, но оказалось, что эта пьеса - криминальная драма, военная трагедия, и еще - оптимистическая и лирическая. Длинная и увлекательная одновременно получилась у театра. Приятно увидеть на сцене складный сюжет без очевидных недостатков, швов и неумелости, какие приходится видеть под видом современной драматургии не редко.
Тут много интересного. Например,
И. Костолевский – звезда. И, как свойственно звездам, затмевает многое рядом. Но не всё.
Его Аздак – отменный судья, славный пьяница, добродетельный писарь и обаятельный громила. У него высокий рост и обаяние, на нем – светлая одежда. Понятно, что решение такого судьи будет правильным. Мы ему доверяем полностью . Но пока до дела дойдет, пройдет не то чтоб вся жизнь, но наверное, пол-жизни героев, по значимости.
Вот Ольгу Прокофьеву (в роли Свекрови) не затмить. Она – огонь и пламя, яркий персонаж. Внезапно, после всякого серьезного, ура - комическая пара образовалась - мать и сын, и действительно, ужасно смешно все это: свадебная тема с похоронной. Сцена в ванне – незабываема. В ванне сидел актер Алексей Фурсенко, будучи фальшивым мужем, и феерически веселил публику, в одежде и без.
Главная героиня – Груше, ее играла Юлия Соломатина.
Молодые персонажи– они скучнее отчего-то. Что Груше, что ее жених Симон Хахава (Евгений Матвеев). Занудные и трогательные, вгоняют в сон. Хорошо, что на Груше - красное платье, оно ей идет, выделяет и глаза не закрываются. Груше здесь – самая важная фигура. Бедная девушка, ответственная служанка, красивая и благонравная, выносливая и преданная.
Как мать побеждает био-мамашу в суде. Жена губернатора, Дарья Повереннова, - отрицательная героиня, но права имеет. Ибо кровь не вода как бы.
Ну вот бывает, что как раз вода, а то и моча, в общем-то.
О чем и рассказывается нам эта классная пьеса.
Позволившая и поплакать (потому что чувствительно это, судьба детей) и посмеяться (Ольга Прокофьева и Алексей Фурсенко, браво!) и надеяться на справедливость даже в нашем мире.
Спектакль по пьесе Бертольда Брехта. Это произведение я не знала и хотела посмотреть хотя бы с ознакомительной точки зрения. К тому же Брехт и Кавказ - не самое очевидное сочетание, при том что Кавказ очень люблю! Но всё же Кавказ тут скорее экзотические декорации и местный колорит, который актёры с удовольствием обыгрывают. Сама же история в общем-то могла произойти где угодно. Меняется власть, старых властителей убивают, приходят новые. Но жизнь продолжается. И как в этой сумятице вырастить маленького человечка, брошенного родной матерью? А в довершении всего соломонов суд. Но спектакль-то всё равно о любви, в ней спасенье, она вечна.
Спектакль лёгким назвать сложно. Много событий, и событий непростых. Смешные моменты сменяются трагическими. То ли притча, то ли роуд-стори.
Как не вспомнить древнее японское "проклятие" - чтоб тебе жить в эпоху перемен. Именно во времена смуты сложно сохранить человеческое лицо, а сочувствие и доброта может выйти боком. "Моя хата с краю" и в общем-то сложно категорично осуждать так поступающих..
Но и много той же музыки. Как же на Кавказе, да без музыки?!!
В спектакле целый оркестр задействован - «Круглый бенд». Очень такое люблю! И тут всегда праздник и горе ходят рядом. Даже музыка - то бравурный похоронный марш, то приглушённый зажигательный свадебный танец. Ну, мало ли куда ситуация выведет.
Так персонажи ещё и поют! Больше всего запомнился голос Груше - очень проникновенный. Но музыка пробивалась даже в неожиданных местах. Например, кто бы мог подумать, что даже крик уплетётся в традиционное многоголосие :-)))))
Интересная сценография многоуровневая. И высокие декорации - то знать во дворце над плебеями показывает, то высоту горной местности.
Совершенно замечательная исполнительница главной роли Груше Юлия Соломатина. Такая трепетная, переживающая, настоящая, но и с характером! А какие волосы! А какой голос - очень проникновенно поёт!
Очень понравился Соломоном судьёй Аздаком Игорь Костолевский. Он-то как раз прям Соломон из притчи. Мудрец из восточных сказок. И как же подходит барская представительность самого Костолевского. Вот даже снимая вонючие ботинки, он самоуверенность не теряет. Причём не оголтелую самоуверенность, а вполне себе сознанием знания о мире. В какие-то моменты вообще уходил в какие-то шутовские моменты. Но кто здесь самый мудрый и справедливый всё равно очевидно. И бремя ответственности тяготит, ибо понимает он её, ответственность эту. Яркий и классный! Второе действие в общем-то бенефис Аздака.
Оказывается в тот день был дебют Евгения Матвеева в роли Симона Хахавы. Не могу сказать, что роль большая. но важная. И за этот недолгий срок надо было показать, что он достоин любви такой замечательной девушки, как Груше. И он с этой ролью справился! Даже жалею, что его так мало было.
Прекрасна была пусть и в небольшой, но яркой роли Свекрови Ольга Прокофьева. Такая замечательная мамаша-хозяйка!
Запомнился и "ведущий", сорри "голос автора" Аркадий Чхеидзе - Сергей Рубеко. А как классно он "озвучивал" всевозможные моментики!
Классический подонко-ефрейтор Вячеслав Ковалёв. Противный до невозможности! и это комплимент, если что!
Умирающий муж - Алексей Фурсенко. Сцена в ванной,конечно, фееричная и хулиганская на грани фола!
Понравился Роман Фомин и недотёпой солдатом, и самоуверенным претендентом на роль судьи.
Рецензии
Рецензия: «Кавказский меловой круг»
Пафосная пьеса-притча Брехта, поставленная в жанре джазового роуд-муви.
6 мая 2016, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.