Отзывы о "Шинель/Пальто"
Жанр спектакля "Шинель" в театре "Школа современной пьесы" определён как "диалоги, опера, балет, танцы на льду для драматических артистов". И сразу становится понятно, что гоголевская классика в интерпретации руководителя театра Иосифа Райхельгауза и драматурга Вадима Жука будет играться свежо и не скучно. Довольно печальная история Акакия Акакиевича Башмачкина, унылого труженика, откладывавшего копеечку на новую шинель и лишившегося в итоге вожделенной обновки, превращена на сцене театра в эксцентричный водевиль. Морозный мрачный гоголевский Петербург убивает бедолагу, но постановку не назовёшь танцами на костях, бедного чиновника жалеют, хоть и посмеиваются над его пустоватой жизнью, посвящённой лишь одной страсти и радости — переписыванию бумаг.
В главных ролях — Ирина Алфёрова и Дмитрий Хоронько. Дмитрий возглавляет группу "Хоронько-Оркестр" (Санкт-Петербург), которая исполняет музыку в стиле "джазовое кабаре". В спектакле он играет несколько ролей, и ему принадлежит музыкальная концепция постановки. В его аранжировке звучат музыкальные темы Максима Дунаевского.
Ирине Алфёровой досталась роль Марфы (хозяйка, у которой квартировал Башмачкин), рассказывающей историю Акакия Акакиевича в уютной библиотеке, где она читает с молодой девушкой (Татьяна Циренина) Гоголя. Девушка же якобы оказывается на сцене прямо из зрительского зала и, не будучи начитанной, внимает рассказу, задавая вопросы нашего современника, не знакомого с реалиями прошлого, что тоже оживляет представление. Кроме того, Алфёрова блестяще танцует и вообще украшает собой спектакль!
В постановке должен был сыграть ещё один известный актёр старой школы — Альберт Филозов, и сыграть Башмачкина. Теперь же спектакль посвящен памяти актёра, а Башмачкин воплощается не одним человеком, а рядом образов.
Хороша и сценография спектакля, в основном чёрно-белого, но привлекающего внимание резкими цветными вставками. Интересное силуэтное решение с проекциями архитектуры Петербурга. Оригинально смотрятся огромнейшая шинель, гроб из картона и бумажные снежинки.
Свежее, но бережное прочтение классики, оригинальный и нескучный спектакль!
Вот любит Иосиф Райхельгауз взять какое-нибудь классическое произведение и вывернуть его наизнанку! Вернее, даже не он, а постоянный автор этого театра Вадим Жук. А Райхельгаузу только этого и надо! Дальше на вирши Жука пишется музыка (самим Максимом Дунаевским), неуемная фантазия режиссера заставляет артистов не только петь (на минуточку, театр-то драматический), но и танцевать, да еще и на роликовых коньках дефилировать по сцене и общаться не только между собой, но и с тенью…
По дороге в театр освежила в памяти первоисточник – прочитала краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Шинель». Жалко так стало Акакия Акакиевича Башмачкина, бедного чиновника, который, отказывая себе во всем, накопил денег на дорогую новую шинель, но в первый же вечер, когда он вышел в обновке, на него напали и ограбили. И от полученного потрясения Акакий заболел и умер…
А Иосиф Райхельгауз умудрился так рассказать эту грустную историю, что улыбка все два часа не сходит с лиц зрителей, а временами в зале и вовсе раздается звонкий смех! При этом канва гоголевского произведения осталась незыблемой.
Сколько же в этом спектакле оригинальных решений – все перипетии жизни Башмачкина публика узнает из рассказа Марфы, сварливой (по Гоголю) хозяйки Акакия, превращенной режиссером в добрейшую и милейшую женщину (прекрасная Ирина Алферова), которая по ходу действия терпеливо разъясняет происходящее на сцене неискушенной зрительнице (не менее прекрасная Татьяна Циренина), чье место в зале оказалось занятым, и ей пришлось вместе с персонажем Ирины Алферовой ютиться в углу сцены под лестницей. Мужской же ансамбль артистов театра визуализирует для зрителей с песнями и плясками события из жизни Башмачкина, весело пародируя существовавшую всегда бюрократическую машину (Башмачкин же был чиновником), при этом сам Акакий Акакиевич появляется только в «театре теней»…
А чего стоит превращенный здесь в гламурного модельера портной
Петрович, взявшийся шить новую шинель (Александр Овчинников)!
В общем, лихо закручено!!!
Сюрпризы будут ждать зрителей, пришедших на этот музыкальный спектакль, буквально на каждом шагу, вплоть до того, что в финале вы даже сможете ВОЙТИ В ГОГОЛЕВСКУЮ «ШИНЕЛЬ» - и здесь Иосиф Райхельгауз остался верен себе – вывернул наизнанку не только само произведение, но и известный всем афоризм «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Раньше спектакль шел под живую музыку, которую исполнял «Хоронько – оркестр»! Круто! Нам достался от него только сам Дмитрий Хоронько, исполняющий своим чудным тенором удивительные авторские композиции.
Посвящен же этот спектакль памяти талантливого артиста, со дня основания и до конца своей жизни служившего в ШСП (был занят в 22 спектаклях!!!) – Альберта Филозова, на которого предполагалось поставить повесть Н.В. Гоголя и чей дух незримо присутствует в этих стенах, а сам он смотрит со сцены с фотографий в зал …
Продолжая знакомство с новым для себя театром, «Школа современной пьесы», я не могла пройти мимо музыкального спектакля «Шинель/Пальто», который идет уже более 5 лет. Он был заявлен как оригинальная постановка: музыка Максима Дунаевского, музыкальная концепция Дмитрия Хоронько (он же – исполнитель роли альтер-эго Башмачкина), сценография с сюрпризами, небанальное прочтения текста Гоголя и прекрасная Ирина Алферова в роли Марфы – и ничуть не обманул возложенных ожиданий!
Во-первых, это действительно зимний Петербург, холодный, со снегом, метелью и замерзшими каналами. Город словно затерян во времени, в действии визуально смешиваются как 19 век, так и современность. Воспоминания Марфы о Башмачкине, которыми она делится с молодой современной слушательницей (Татьяна Циренина) перемежаются непосредственно самим действием.
Во-вторых, все сцены очень яркие: похороны Башмачкина с картонным гробом, его ревностная работа в департаменте, подшучивания беззаботных молодых коллег, ателье портного Петровича и вечер у начальника департамента. Восхитило реальное катание на коньках по маленькой сцене: это ведь реально был искусственный лед, ответьте мне? :) А шикарные начало и финал, когда ты не понимаешь, начался ли уже спектакль или когда зрителей «заворачивают» в гигантскую ткань для шинели!
Хочется отметить и прекрасную игру всех артистов: потрясающие перевоплощения Д.Хоронько в скромного забитого Башмачкина, яркие гениальные образы Ирины Алферовой, многогранность Татьяны Цирениной и комичность Александра Овчинникова – портного Петровича.
Удивительно, что, несмотря на уклон трагичной изначально повести Гоголя в явную комедийную буффонаду, в ней вовсе нет злого высмеивания: сюжет обыгрывается с нежностью к главному герою и внимательностью к мелочам. Очень рекомендую посетить самим и проникнуться, но помнить об оригинальности постановки!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.