Спектакль Психоз
Радикальный спектакль по пьесе — дневнику самоубийцы.
«4.48 психоз» — знаковая пьеса Сары Кейн (1971-1999), британского драматурга поколения in-yer-face («прямо в лицо»), создавшей в 1990-х новую театральную эстетику. Через шок, боль и выталкивание зрителя из зоны уверенности и комфорта тексты Сары Кейн разрушали пуленепробиваемое стекло между зрителем и спектаклем.
Текст пьесы выглядит как дневник самоубийцы, пиком отчаяния которой становится 4:48 утра. На первый взгляд бессвязные слова и фразы, вопросы и ответы, афоризмы и метафоры, числа, цитаты, фрагменты психологических тестов, сбивчивые ругательства, невнятные требования и мольбы выстраиваются в структурно четкий многоголосный внутренний монолог. Жизнь героини наполнена неутолимым голодом по любви, тоской о невозможности совпасть с самой собой. Непереносимость собственного дара становится причиной фатального саморазрушения. Сокрушительное знание того, что случится непоправимое, невозможно изъять из контекста творчества драматурга: Сара Кейн добровольно ушла из жизни в возрасте 28 лет.
В спектакле занято 19 актрис разного возраста. Это хор внутренних голосов в диапазоне интонаций от иронии до истерики, от дисфории или депрессии до лирики и сарказма, фарса и гротеска.
Пределы существования женского вместе с режиссером Александром Зельдовичем исследуют художники группы AES+F, которые являются не только художниками-постановщиками спектакля, но и его соавторами. Видеоряд (анимация 3D графики), придуманный ими, идет параллельно тексту, иногда совпадая с ним ассоциативно, иногда пребывая в сюрреалистическом несовпадении. Поэтика видеоконтента, то сказочного, то ужасного, наполнена образами архетипического женского тела, крови, молока, черного снега, психоделических цветов и насекомых.
Отзывы о «Психоз»
«Психоз» Сары Кейн в Электротеатре.
«Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! спасибо вам скажет сердечное Русский народ» (Некрасов Н.А.)
За эту пьесу русский народ спасибо никому не скажет, наверное.
Хотя Электротеатр отчетливо, старательно и талантливо сеет.
Вышеперечисленное, с нюансами. Потому что:
Не разумное, не то чтоб доброе, но совершенно точно – вечное.
Создав и представив спектакль на основе пьесы Сары Кейн «4,48», которую она дописала ровно перед тем, как покончить с собой, так что можно считать это и завещанием, и открытым письмом.
Завещание Сары Кейн названо «Психоз» и многократно украшено. Чтоб легче было понять, и проще смотреть.
Во-первых, художниками арт-группы AES+F. Китчевый гламур, он всегда кстати. Для наших глаз и душ, для нас, преданных поклонников зрелищ.
То, что внутри головы – то и происходит на экранах. Так что мы встретим:
Непременно, Тараканов. Главных участников спектакля в несуществующей реальности, вернее, существующей, внутри головы. Не обычных, кухонных, других.
Еще Грибы, вырастающие на ножках с вагинами, открытыми и красными.
Плюс летающие ноги с красными лентами, и падающие вместе с кровавым дождем груди. Отделены от тела, стало быть, отрезаны.
Вся эта жесть призвана разбудить эмоции, привлечь сочувствие, убрать раздражение от неприятнейшей демонстрации реальности. Того, что снаружи головы.
И одно дело – видеть то, что принято трактовать как женскую истерию, другое – лицезреть безупречно прекрасный образ рыцаря мщения; с общими признаками ангела - белокурые локоны, блестящие доспехи, возможность летать, использовать меч, и с не общими, женскими – грудь, нежное лицо и тараканьи части, все при нем. Рыцарь-ангел спасет всех, хотя бы от реальности.
Во-вторых, есть сцена медицинского кабаре. И это – по-своему - весело.
При всем нехорошем контексте и невеселом смысле. Ну есть такой жанр – комедия в психушке. И мы способны над этим посмеяться. Такие забавные зверюшки, эти женщины. Всем должно понравится.
Особенно, кому не по вкусу актрисы в возрасте на главных ролях. Они - те, кого не хотят видеть.
Например, актриса в зрелом возрасте и детском платьице (Татьяна Ухарова) Ее сцена-монолог заслужила аплодисменты. И не за смысл, скорей всего, который мало кто хочет замечать и отмечать, ни слова пока не видела по этому поводу, а за актерский талант. Она представила предельно зримо то, что стоит за текстом, за лепетом, за тем, что стало с Сарой Кейн еще в детстве, отчего она сошла с ума. И почему прокляла отца, и мать за невмешательство.
Еще сцена в кафе. Два столика, за одним – пара девушек, за другим – пара старушек. Макабрический юмор.
В-третьих, финальный выход невесты, как в модном дефиле принято. Тут, понятное дело, невест – много, столько, сколько голосов в голове автора пьесы, сколько актрис в спектакле. 19. Наряды их – белы как снег, разнообразны как книги в библиотеке, сексуальны – как в каталоге журнала мод. Нам всем легче, когда столько красоты на сцене, и ужас можно перенести.
В результате, Сара Кейн уж не кажется мне действительно больным человеком, хотя вот эта цифра 4,48, к которой она привязалась..Лучше забыть.
А в итоге,
Арт-группа AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) и режиссер Зельдович В. – СПАСИБО
Навсегда ваш, Русский народ.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «Психоз»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.