Отзывы о "Мария Стюарт"
«Мария Стюарт» режиссер Петр Шерешевский во МТЮЗе. Оказывается, не все знают, что в этом театре есть много взрослых постановок, и даже очень взрослых.
И вот есть великолепный спектакль для любителей черного юмора и понимания коварства королевских игрищ. Знаю, что не все готовы принять такую долю горького стеба, но с собой ничего поделать не могу, это любовь с первого взгляда. И опять слышала, что кому-то это напомнило другого выдающегося режиссера, но для меня это разное абсолютно. У Петра Шерешевского описание махинаций, кровожадной борьбы за власть показано с отвращением, заглядываешься в эту бездну и отшатываешься в ужасе. А у другого знаменитого режиссера – это просто правила игры, которые надо принять.
На спектакль иду уже третий раз, поэтому ясно, что я пристрастна и очень. В этот раз сидела впервые в бельэтаже, что не помешало наслаждению и драйву, который каждый раз испытываю. Что же мне так нравится в этой работе Петра Шерешевского, что я готова на неё ходить неоднократно?
Во-первых, музыка. Это что-то: великолепная подборка «Led Zeppelin», «Les Tambours du Bronx», «Modern Talking», «PDP III», «Группы Стаса Намина» и многих других отличных музыкантов. Для аудиалов это будет отличный подарок.
Во-вторых, исключительный актерский состав. Конечно, здесь есть более главные роли, но хороши и выразительны все. Стервозную королеву и абсолютную психопатку играет заслуженная артистка РФ Виктория Верберг – это не просто хорошо, а великолепно. Ее пленница, Мария Стюарт, в исполнении Софии Сливиной – это так тонко, органично и естественно, что веришь.
Восхитительный Игорь Балалаев – изюм спектакля, харизматичный и в тоже время меняющийся, как хамелеон персонаж графа Лестера. В одно мгновенье – это нежный мамин сын, в другое – мужчина, мгновенно лишающий жизни, а как он поет «Вечную любовь» - это же прелесть что такое. Эта песня до сих пор со мной.
Сергей Погосян в роли барона Берли отразил лицо негодяя, приспособленца и подлеца, но сделал это так виртуозно и ловко, что совершенно поразил зрителей, они несли ему цветы на поклонах.
И еще мне очень нравится в этом спектакле Александр Тараньжин, сыгравший Паулета, начальника тюрьмы. Эдакий ловкий товарищ, который только кажется своим парнем в доску, добропорядочным гражданином, но награда королевы показывает, кто он на самом деле.
Очень интересная роль у Ильи Шляги – он играет Мортимера. Столько нездорового нерва в этой роли, что сопереживаешь одновременно и сочувствуешь, что у Марии Стюарт не нашлось никого с более трезвой холодной головой.
И, конечно, Девисон (Леонид Кондрашов) – прекрасен. Вот что бывает, когда в жернова власти попадает человек совершенно не разбирающийся в интригах. Как говорил классик, если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами.
В-третьих, что очень нравится зрителям в этом спектакле – современное прочтение Ф. Шиллера. Когда сидишь в зрительно зале, ситуация борьбы за власть выглядит очень правдиво, будто все происходит в наше время. Нет нафталинового привкуса, а есть современное прочтение пьесы.
И визуально это тоже интересно, два оператора на сцене Сергей Волков и Леонид Кондрашов транслируют эмоции актеров на огромный экран. Это тем более интересно, потому что некоторые вещи мы можем наблюдать только там, т.к. иногда действие происходит за пределами видимости для зрителя. Например, потрясающая сцена в ванной.
Спектакль насыщен идеями, д******* смыслами, поэтому его интересно пересматривать. Обязательно пойду снова.
Вера, свобода, политика и любовь - основа любой театральной постановки. Они вечны, как мир, и безнадежны, как люди.
А потому совершенно неважным становится, на дворе 16 ли век, 19 или 21. "люди, как люди." (М.Булгаков)
Вот и режиссер Петр Шерешевский в своей постановке "Мария Стюарт" по произведению Ф. Шиллера. формирует свободное от времени пространство, с вполне реалистичными современными людьми: Королевой Английской, заточенной в камеру, королевой Шотландской, Графом Лестером, Бароном Берли и стражей.
Если вдруг не в курсе, что жили эти персонажи в 16 веке и писали историю стран, то и не страшно. После спектакля наверняка захочется узнать и почитать историю. Но и без этого в постановке все совершенно понятно. хоть и без пышных костюмов, королевского антуража, но весьма показательно и очень ярко.
"Даже когда власть имущий хочет сделать добро одному человеку, он неизбежно причиняет вред другому.". (М. Твен).
Главная изюминка спектакля, на мой взгляд, - это огромный экран, на который транслируются крупные планы героев. У меня было полное ощущение, что я подглядывала в замочную скважину и буквально под лупой рассматривала эмоции персонажей.
Жизнь как кино, и кино реалистичное как жизнь. Отсутствие каких либо секретов в королевских покоях, неизбежный допрос и личная исповедь. Внутренние переживания героев, истории крупным планом, без возможности увернуться, скрыть, слукавить, недоговорить. Очная ставка лицом к лицу. И при этом так раскрываются личности, каждая сама по себе.
Часто можно услышать, что играть в кино и играть в театре - это совершенно разные вещи. Но здесь режиссеру удалось совместить и то и другое. И от этого не оторваться.
Великолепная игра актеров. Каждый персонаж интересен, раскрыт и словно звено, имеет значение в общей цепи.
Елизавета (Виктория Верберг) фантастически омерзительнейший образ, но хочется наблюдать за ней, не прерываясь. Пригвождающая маниакальность во всем.
Мария Стюарт (София Сливина ) Сталь, пронизывающая и заставляющая ей сопереживать. То, через что она проходит, и то, как ее ломают, не может не трогать.
Граф Лестер (Игорь Балалаев) Как же он прекрасен во всем! Обаятельнейшая чертяга. Тот самый шут, что правит королевством. И ему это так идет.
Барон Берли (Сергей Погосян) пытается остаться чистым, замешивая интриги, и с остервенением желая крови. Паулет (Александр Тараньжин) Пример того, что у каждого есть своя цена.
Мортимер (Илья Шляга) Фанатик. Восхитительная игра.
Девисон (Леонид Кондрашов ) и Обелин (Сергей Волков) Они в этом фильме не только исполнители, но и операторы, блестяще транслирующие как себя, так и партнеров.
Казалось бы, понятная история, но. поданная таким нереально красивым экзотическим блюдом.
И комедия, и трагедия, и мюзикловая оперетта - все смешалось. Интереснейший микс звучит из песен. Тут и Александр Серов, и Вечная любовь - Азнавура, и Led Zeppelin, Modern Talking, и многое другое. Неожиданностей и открытий хватает на все 2.40. что идет спектакль. Чего только стоит финальная песня. Вот уж действительно торжество, но далеко не Счастья, о котором столь карикатурно поет Королева, плетя, словно паук, свои сети.
Одним слово, получила настоящее удовольствия и от игры, и от замысла. Браво всей команде создателей: Режиссер - Петр Шерешевский, художник - Надежда Лопардина, композитор - Ник (Ванечка) Тихонов, художник по свету - Алексей Попов.
Браво и поклон исполнителям!
Пьесы на исторические темы пробуждают во мне интерес к тем событиям, которые благодаря режиссерам и актерам оживают на сцене. Вот только не всегда от истории веет стариной. Режиссер Пётр Шерешевский в своей постановке по драме Шиллера «Мария Стюарт» решил, что интереснее для зрителя не разговор о политике и рассмотрение притязаний на престол двух королев, а их женская борьба за влияние на окружающих мужчин. Он опускает аристократок до уровня хабалистых соседок, оставляя чуть больше интеллигентности запертой в тюремной камере Марии Стюарт, и совсем лишая манер королевского поведения Елизавету. У Шиллера тоже противостояние больше женское, чем интриги двух венценосных особ друг против друга, имеющих различие во взглядах на развитие государства и вербующих сторонников в свои политические ряды, но его высокий слог постоянно подчеркивает статусность героинь.
Временами актеры общались репликами драматурга в переводе Пастернака, и тогда действие взлетало над сценой, но большинство диалогов проходило на языке бытового уровня, еще и музыкальное сопровождение модных мелодий из 90х относило к временам хаоса в государстве, временам правления закона «кто богаче — тот сильнее». Ну, это ж неизменно, возможно скажете вы. Но только отчего-то Елизавета почти 20 лет держала соперницу в заточении, обеспечивая ее всем необходимым, прежде чем парламент вынес смертный приговор.
Шиллер выделил из исторической правды только то, что посчитал достойным для своей трагедии: заточение было — было, обвинение и казнь — тоже было. Он домыслил образ Марии Стюарт как образ свободолюбивой женщины, оказавшейся жертвой самовластья. Характеру же Елизаветы он придал черты коварства, жестокости, властолюбия, превращая ее в тирана. Петр Шерешевский из Елизаветы тирана не делает (потому как она у него совсем не королева), но делает ревнивой сукой, которая не может простить сопернице ее молодость и привлекательность. Виктория Верберг прекрасно воплощает такое режиссерское решение. Мария Стюарт, королева Шотландская, пленница английской королевы — в данной театральной версии узница режима. Сидит в камере, подвергается издевательствам надсмотрщиков, но может общаться с заграничными кураторами — католическими епископами с континента. София Сливина в роли Стюарт недоверчива, она устала от ожидания решения своей участи, сколько можно ждать, когда кончится неопределенность... Усталость, порой страх, а порой скрытый гнев горячей натуры звучат в ее интонациях. Нет, ее не особо волнуют политические известия, но вот личная свобода и возможность жить, за это она готова унизится в просьбе о личном свидании с Елизаветой.
Политиком выведен только Барон Берли, которого исполняет Сергей Погосян. Он тот, кто понимает всю сложность ситуации в претензиях на корону, а потому интригами и уговорами пытается заставить Елизавету подписать решение комиссии пэров, осудивших шотландскую королеву.
Граф Лестер, Роберт Дадли, самый близкий человек к Елизавете — показан Игорем Балалаевым как трусоватый альфонс. И у Шиллера Дадли не герой, из диалогов понятно, что он опасается энергичных действий. Но его осторожность вызвана долгим пребыванием при дворе, где он видел взлеты и падения фаворитов. И уж конечно ублажать госпожу при свидетелях, как это происходит в постановке, он не будет, побоится испортить репутацию.
Совершеннейший фанатик и одержимый любовью к Марии Мортимер у Шиллера, в версии Шерешевского настроенный революционно-романтически юноша, которому по молодости и по приколу шпионские игры, переодевания и заговоры. Именно таким представляет своего героя Илья Шляга.
Чей образ в постановке, по моему мнению, менее всего отличается от описанного Шиллером — это Паулет, дядя Мортимера и начальник тюрьмы. Александр Тараньжин, исполняющий эту роль, показывает честного служаку. Вот только одет он в форму, в которой треть героев телесериалов демонстрируют нам оборотней в погонах.
Почему вспомнила о телесериалах, да режиссер напомнил о них не только формой, но и экранами над сценой. Сидя на 17 ряду, я оценила такое решение: не нужен бинокль, чтобы увидеть эмоции героев.
Как оценить увиденное? Скучно мне не было. Музыкально, по-актерски ярко. Удивляла столь далекая от классического варианта трактовка. Что только не придумывают режиссеры, чтобы заинтересовать публику. И если публика не может дотянуться до классики, то почему не опустить классику до уровня публики. Это маркетинг, решили мы с подругой.
И этот маркетинг приносит плоды: Спектакль номинант 2023 г. на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в трех категориях
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.