Отзывы о "Мария Стюарт"

Оценка редакции
Татьяна С. 15 апреля, 10:33

«Мария Стюарт» режиссер Петр Шерешевский во МТЮЗе. Оказывается, не все знают, что в этом театре есть много взрослых постановок, и даже очень взрослых.
И вот есть великолепный спектакль для любителей черного юмора и понимания коварства королевских игрищ. Знаю, что не все готовы принять такую долю горького стеба, но с собой ничего поделать не могу, это любовь с первого взгляда. И опять слышала, что кому-то это напомнило другого выдающегося режиссера, но для меня это разное абсолютно. У Петра Шерешевского описание махинаций, кровожадной борьбы за власть показано с отвращением, заглядываешься в эту бездну и отшатываешься в ужасе. А у другого знаменитого режиссера – это просто правила игры, которые надо принять.
На спектакль иду уже третий раз, поэтому ясно, что я пристрастна и очень. В этот раз сидела впервые в бельэтаже, что не помешало наслаждению и драйву, который каждый раз испытываю. Что же мне так нравится в этой работе Петра Шерешевского, что я готова на неё ходить неоднократно?
Во-первых, музыка. Это что-то: великолепная подборка «Led Zeppelin», «Les Tambours du Bronx», «Modern Talking», «PDP III», «Группы Стаса Намина» и многих других отличных музыкантов. Для аудиалов это будет отличный подарок.
Во-вторых, исключительный актерский состав. Конечно, здесь есть более главные роли, но хороши и выразительны все. Стервозную королеву и абсолютную психопатку играет заслуженная артистка РФ Виктория Верберг – это не просто хорошо, а великолепно. Ее пленница, Мария Стюарт, в исполнении Софии Сливиной – это так тонко, органично и естественно, что веришь.
Восхитительный Игорь Балалаев – изюм спектакля, харизматичный и в тоже время меняющийся, как хамелеон персонаж графа Лестера. В одно мгновенье – это нежный мамин сын, в другое – мужчина, мгновенно лишающий жизни, а как он поет «Вечную любовь» - это же прелесть что такое. Эта песня до сих пор со мной.
Сергей Погосян в роли барона Берли отразил лицо негодяя, приспособленца и подлеца, но сделал это так виртуозно и ловко, что совершенно поразил зрителей, они несли ему цветы на поклонах.
И еще мне очень нравится в этом спектакле Александр Тараньжин, сыгравший Паулета, начальника тюрьмы. Эдакий ловкий товарищ, который только кажется своим парнем в доску, добропорядочным гражданином, но награда королевы показывает, кто он на самом деле.
Очень интересная роль у Ильи Шляги – он играет Мортимера. Столько нездорового нерва в этой роли, что сопереживаешь одновременно и сочувствуешь, что у Марии Стюарт не нашлось никого с более трезвой холодной головой.
И, конечно, Девисон (Леонид Кондрашов) – прекрасен. Вот что бывает, когда в жернова власти попадает человек совершенно не разбирающийся в интригах. Как говорил классик, если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами.
В-третьих, что очень нравится зрителям в этом спектакле – современное прочтение Ф. Шиллера. Когда сидишь в зрительно зале, ситуация борьбы за власть выглядит очень правдиво, будто все происходит в наше время. Нет нафталинового привкуса, а есть современное прочтение пьесы.
И визуально это тоже интересно, два оператора на сцене Сергей Волков и Леонид Кондрашов транслируют эмоции актеров на огромный экран. Это тем более интересно, потому что некоторые вещи мы можем наблюдать только там, т.к. иногда действие происходит за пределами видимости для зрителя. Например, потрясающая сцена в ванной.
Спектакль насыщен идеями, д******* смыслами, поэтому его интересно пересматривать. Обязательно пойду снова.

Елена 15 апреля, 08:32

Вера, свобода, политика и любовь - основа любой театральной постановки. Они вечны, как мир, и безнадежны, как люди.
А потому совершенно неважным становится, на дворе 16 ли век, 19 или 21. "люди, как люди." (М.Булгаков)
Вот и режиссер Петр Шерешевский в своей постановке "Мария Стюарт" по произведению Ф. Шиллера. формирует свободное от времени пространство, с вполне реалистичными современными людьми: Королевой Английской, заточенной в камеру, королевой Шотландской, Графом Лестером, Бароном Берли и стражей.
Если вдруг не в курсе, что жили эти персонажи в 16 веке и писали историю стран, то и не страшно. После спектакля наверняка захочется узнать и почитать историю. Но и без этого в постановке все совершенно понятно. хоть и без пышных костюмов, королевского антуража, но весьма показательно и очень ярко.
"Даже когда власть имущий хочет сделать добро одному человеку, он неизбежно причиняет вред другому.". (М. Твен).
Главная изюминка спектакля, на мой взгляд, - это огромный экран, на который транслируются крупные планы героев. У меня было полное ощущение, что я подглядывала в замочную скважину и буквально под лупой рассматривала эмоции персонажей.
Жизнь как кино, и кино реалистичное как жизнь. Отсутствие каких либо секретов в королевских покоях, неизбежный допрос и личная исповедь. Внутренние переживания героев, истории крупным планом, без возможности увернуться, скрыть, слукавить, недоговорить. Очная ставка лицом к лицу. И при этом так раскрываются личности, каждая сама по себе.
Часто можно услышать, что играть в кино и играть в театре - это совершенно разные вещи. Но здесь режиссеру удалось совместить и то и другое. И от этого не оторваться.
Великолепная игра актеров. Каждый персонаж интересен, раскрыт и словно звено, имеет значение в общей цепи.
Елизавета (Виктория Верберг) фантастически омерзительнейший образ, но хочется наблюдать за ней, не прерываясь. Пригвождающая маниакальность во всем.
Мария Стюарт (София Сливина ) Сталь, пронизывающая и заставляющая ей сопереживать. То, через что она проходит, и то, как ее ломают, не может не трогать.
Граф Лестер (Игорь Балалаев) Как же он прекрасен во всем! Обаятельнейшая чертяга. Тот самый шут, что правит королевством. И ему это так идет.
Барон Берли (Сергей Погосян) пытается остаться чистым, замешивая интриги, и с остервенением желая крови. Паулет (Александр Тараньжин) Пример того, что у каждого есть своя цена.
Мортимер (Илья Шляга) Фанатик. Восхитительная игра.
Девисон (Леонид Кондрашов ) и Обелин (Сергей Волков) Они в этом фильме не только исполнители, но и операторы, блестяще транслирующие как себя, так и партнеров.
Казалось бы, понятная история, но. поданная таким нереально красивым экзотическим блюдом.
И комедия, и трагедия, и мюзикловая оперетта - все смешалось. Интереснейший микс звучит из песен. Тут и Александр Серов, и Вечная любовь - Азнавура, и Led Zeppelin, Modern Talking, и многое другое. Неожиданностей и открытий хватает на все 2.40. что идет спектакль. Чего только стоит финальная песня. Вот уж действительно торжество, но далеко не Счастья, о котором столь карикатурно поет Королева, плетя, словно паук, свои сети.
Одним слово, получила настоящее удовольствия и от игры, и от замысла. Браво всей команде создателей: Режиссер - Петр Шерешевский, художник - Надежда Лопардина, композитор - Ник (Ванечка) Тихонов, художник по свету - Алексей Попов.
Браво и поклон исполнителям!

Елена Шмырева 17 ноября 2023, 10:46

Пьесы на исторические темы пробуждают во мне интерес к тем событиям, которые благодаря режиссерам и актерам оживают на сцене. Вот только не всегда от истории веет стариной. Режиссер Пётр Шерешевский в своей постановке по драме Шиллера «Мария Стюарт» решил, что интереснее для зрителя не разговор о политике и рассмотрение притязаний на престол двух королев, а их женская борьба за влияние на окружающих мужчин. Он опускает аристократок до уровня хабалистых соседок, оставляя чуть больше интеллигентности запертой в тюремной камере Марии Стюарт, и совсем лишая манер королевского поведения Елизавету. У Шиллера тоже противостояние больше женское, чем интриги двух венценосных особ друг против друга, имеющих различие во взглядах на развитие государства и вербующих сторонников в свои политические ряды, но его высокий слог постоянно подчеркивает статусность героинь.
Временами актеры общались репликами драматурга в переводе Пастернака, и тогда действие взлетало над сценой, но большинство диалогов проходило на языке бытового уровня, еще и музыкальное сопровождение модных мелодий из 90х относило к временам хаоса в государстве, временам правления закона «кто богаче — тот сильнее». Ну, это ж неизменно, возможно скажете вы. Но только отчего-то Елизавета почти 20 лет держала соперницу в заточении, обеспечивая ее всем необходимым, прежде чем парламент вынес смертный приговор.
Шиллер выделил из исторической правды только то, что посчитал достойным для своей трагедии: заточение было — было, обвинение и казнь — тоже было. Он домыслил образ Марии Стюарт как образ свободолюбивой женщины, оказавшейся жертвой самовластья. Характеру же Елизаветы он придал черты коварства, жестокости, властолюбия, превращая ее в тирана. Петр Шерешевский из Елизаветы тирана не делает (потому как она у него совсем не королева), но делает ревнивой сукой, которая не может простить сопернице ее молодость и привлекательность. Виктория Верберг прекрасно воплощает такое режиссерское решение. Мария Стюарт, королева Шотландская, пленница английской королевы — в данной театральной версии узница режима. Сидит в камере, подвергается издевательствам надсмотрщиков, но может общаться с заграничными кураторами — католическими епископами с континента. София Сливина в роли Стюарт недоверчива, она устала от ожидания решения своей участи, сколько можно ждать, когда кончится неопределенность... Усталость, порой страх, а порой скрытый гнев горячей натуры звучат в ее интонациях. Нет, ее не особо волнуют политические известия, но вот личная свобода и возможность жить, за это она готова унизится в просьбе о личном свидании с Елизаветой.
Политиком выведен только Барон Берли, которого исполняет Сергей Погосян. Он тот, кто понимает всю сложность ситуации в претензиях на корону, а потому интригами и уговорами пытается заставить Елизавету подписать решение комиссии пэров, осудивших шотландскую королеву.
Граф Лестер, Роберт Дадли, самый близкий человек к Елизавете — показан Игорем Балалаевым как трусоватый альфонс. И у Шиллера Дадли не герой, из диалогов понятно, что он опасается энергичных действий. Но его осторожность вызвана долгим пребыванием при дворе, где он видел взлеты и падения фаворитов. И уж конечно ублажать госпожу при свидетелях, как это происходит в постановке, он не будет, побоится испортить репутацию.
Совершеннейший фанатик и одержимый любовью к Марии Мортимер у Шиллера, в версии Шерешевского настроенный революционно-романтически юноша, которому по молодости и по приколу шпионские игры, переодевания и заговоры. Именно таким представляет своего героя Илья Шляга.
Чей образ в постановке, по моему мнению, менее всего отличается от описанного Шиллером — это Паулет, дядя Мортимера и начальник тюрьмы. Александр Тараньжин, исполняющий эту роль, показывает честного служаку. Вот только одет он в форму, в которой треть героев телесериалов демонстрируют нам оборотней в погонах.
Почему вспомнила о телесериалах, да режиссер напомнил о них не только формой, но и экранами над сценой. Сидя на 17 ряду, я оценила такое решение: не нужен бинокль, чтобы увидеть эмоции героев.
Как оценить увиденное? Скучно мне не было. Музыкально, по-актерски ярко. Удивляла столь далекая от классического варианта трактовка. Что только не придумывают режиссеры, чтобы заинтересовать публику. И если публика не может дотянуться до классики, то почему не опустить классику до уровня публики. Это маркетинг, решили мы с подругой.
И этот маркетинг приносит плоды: Спектакль номинант 2023 г. на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в трех категориях

yasurprise 2 ноября 2023, 01:12

Это первый спектакль Петра Шерешевского, который я посмотрела. Пока не поняла, мой ли это режиссёр. Но зацепило. И хочется увидеть теперь, что еще он поставил. Все ли так провокационно?

«Мария Сюарт» отнюдь не классическая постановка, поэтому нужно быть готовым на эксперимент. В противном случае лучше отказаться от просмотра. Герои Шиллера здесь ходят в современных костюмах, поют песни «Modern Talking» и другой попсы 80-90-х. Текст в переводе Бориса Пастернака сохранен, но от души приправрен современными разговорами типа «саечка за испуг» и «нужно брить ноги, ты же девочка». Как вам такой Шиллер? Хотя перенос героев в современность – трюк совсем не новый, его сейчас часто используют режиссеры, так же как и экраны создающие эффект реалти шоу. Но здесь как-то все в тему и к месту.

Возможно больше всего благодаря натуралистичной игре актеров. Мерзкая не только похотливость Елизаветы и Лестера, а даже просто видеть, как они едят, вызывало не просто брезгливость, а буквально тошноту. И это еще более усиливалось в увеличенном виде на экране. Вообще актерский состав подобран великолепно. Филигранное попадание в роли. Игорь Балалаев (граф Лестер) - просто знатный злодей. Но как он поет! Балалаев вместе с Викторией Верберг (Елизавета) передал всю мерзкую личину власти. Верберг создала совершенно неприятный образ самодурной и жестокой английской королевы, погрязшей в распутстве. И это в противовес Марии Стюарт (София Сливина), показанной невинно пострадавшей в борьбе за справедливость. Исторической правде это, мягко говоря, не совсем соответствует, и не всё так прямолинейно, но сошлемся на возможность художественного вымысла. Великолепной игры актеров это не умаляет. Виктория Верберг даже стала номинантом премии «Золотая Маска» 2023 г. за лучшую женскую роль, а Сергей Погосян за лучшую мужскую роль второго плана. Его барон Берли, соперничающий с Лестером за власть, искусно плетет интриги, сохраняя на лице полную невозмутимость. И совершенно непредсказуемый финал песней "Мы желаем счастья вам».

Ну, что сказать? Мне понравилось. Это было необычно, на грани вульгарности, но оочень интересно. Спектакль не для всех. Но, с другой стороны, разве есть спектакли, которые нравятся всем?

Ежиха 12 апреля 2023, 04:01

В программке к спектаклю указана пьеса Шиллера в переводе Пастернака и герои действительно порой говорят словами, написанными более 200 лет назад. Но та история и герои лишь отправная точка для того, что видят зрители на сцене МТЮЗа.
Здесь всё не так. Костюмы, интерьеры, музыка и сценография — всё это наше, актуальное, знакомое до жути. И Мария заключена не в замке с кормилицей, а в камере где едва помещается кровать и раковина. А происходящее в камере транслируется на большом экране.
Экран с трансляцией крупных планов - это вторая фишка спектакля. На сцене всё время присутствуют 2 оператора. И зритель даже с последнего ряда видит происходящее крупно и зримо, как если бы он был в первых рядах.
Третья фишка — максимальная натуральность и неприкрытая телесность всего происходящего. Герои чистят зубы, едят, обнажаются, моются... А с учетом камер это происходит всё предельно наглядно и без прикрас.
Будь ты граф или королева, сегодня ты прежде всего человек живущий в предлагаемых обстоятельствах. А королевской на сцене осталась только кровать, да и та вполне современная, готовая вписаться даже в интерьер обычной квартиры.
Когда же все маски сброшены, какой-либо исторический антураж отсутствует, на первый план выходят отношения между Елизаветой (В. Верберг), как воплощения высшей власти, и Марии (С.Сливина) — её жертвы. Стареющей королевы и её молодой обольстительной соперницы. Весь спектакль по сути их поединок, где они сражаются при помощи своих слов и дел, или деяний своих друзей и недругов.
Где-то между исполнение музыкальных номеров — ярко, громко и зажигательно смешно! В итоге история убийства превращается то ли в дискотеку, то ли в фарс. Если готовы увидеть такой эксперимент на основе классического текста, но с максимальным уходом от всех внешних атрибутов классического театра, то добро пожаловать на этот спектакль. Лично мне было интересно и вполне комфортно. Судя по искренней реакции окружающих — большинству зрителей тоже. И послевкусие в виде вороха мыслей после увиденного — правильное, будоражащее и не отпускающее.

Алиса Алиса 3 апреля 2023, 09:45

Спектакль-китч, спектакль-абсурд, спектакль-вызов и провокация. Я, настроившись и внешне, и в глубине души на что-то, хоть как-то соответствующее официальному анонсу, к реальности оказалась не готова. На первых минутах у меня глаза расширились, как будто я потомственная сова. Потом они переползли на затылок. Через час я была что тот попугай, который кричал: "Оторвите мне голову, но я хочу это видеть!". Официально в пьесе два акта и антракт. Я для себя разделила ее по-другому: сначала ты офигеваешь и пытаешься понять, что вообще происходит, а потом наступает катарсис. И кайф. Сколько какая часть длится - каждый решает для себя сам.

Сюжет строго по Шиллеру. Но в современном антураже. Со сцены звучит классический перевод Пастернака. Вперемежку с блатным жаргоном. Разворачиваются трагедия персонажей и их муки морального выбора. Под диско 80-х и танцы тех же персонажей, как будто паленый портвешок, который на эту дискотеку однокашник притащил, был не так уж и плох. Декорации как место действия не меняются ни разу. Сочетаясь с таким невероятным количеством референсов, что кажется смотришь все мировое экранизации одновременно. Много символизма и намеков. И при этом крупные, даже не театральные, а по-киношному крупные планы.

Про игру актеров хочется сказать отдельно. Мои фавориты навек - София Сливина (Мария Стюарт) и Илья Шляга (Мортимер). Не, хороши были все, но именно у этих двоих были такие... даже не знаю, как назвать. Немые монологи? Вот представьте, на сцене разворачивается действие. Актеры играют, что-то делают, говорят. Но камера при этом на Марию Стюарт, которую вообще зрители не видят, она в углу сидит. И вот она без слов, только эмоциями на лице обличает и всю фальш двора, обнажает до безмолвного визга и свою обреченность, и гордость. Долго. Абсолютно наравне со всеми теми, кто на первом плане. А может и затмевая их.

Ключевая сцена всей пьесы - встреча двух королев, переломный момент. В плане эмоций (по книге) персонажей швыряет по синусоиде, как будто у них биполярное расстройство. У Шиллера на этот эпизод вообще ушло чуть ли не треть всего текста.
Здесь не так!
На сцене ни одного актера! Вообще! Ключевая сцена без единого актера!!! Все они за ширмой. Ушли. Нету. Пусто. Я не знаю, как это в принципе можно было придумать, но было так.

Стоит ли идти? Посмотрите для начала, что "написано мелким шрифтом", например интервью режиссера Петра Шерешевского. Он очень честно все рассказывает. Или на маркировку "18+" - тоже пригодится.
Мне по итогу (не сразу, на первых минутах мое классическое образование завопило: ШТО ЭТА?!) понравилось очень.
Необычно, дерзко, цепляюще.
Я бы еще раз с удовольствием сходила

Elena 1 февраля 2023, 11:19

Я не большой знаток репертуара МТЮЗа, конечно, но определенный образ театра, так скажем, у меня все же сложился. Так вот, спектакль "Мария Стюарт" достоин характеристики "Жизнь меня к этому не готовила!" (с), ибо подобной постановки я менее всего ожидала от этого театра :)
Режиссер Пётр Шерешевский решительно осовременил классику, причем получился этакий Богомолов-стайл, правда, в формате "лайт" и, на мой взгляд, более зрителеориентированный :) Хотя в первый момент, конечно, был легкий шок: на сцене практически дискотека, «Modern Talking», светомузыка... да и костюмы никак на времена Стюарт не похожи, мягко говоря.
Скажу честно - первые минут 15 мы с подругой сидели в некотором, эээ... изумлении. Однако, к моему удивлению, все же удалось погрузиться в происходящее, и даже получить удовольствие от просмотра. Все дело в том, что при своей некоторой эпатажности, эта версия "Марии Стюарт" имеет связный, легко понятный сюжет (даже когда знаешь историю и литературный первоисточник, то винегрет на сцене все равно может ввести в заблуждение. Так вот тут как раз все хорошо с восприятием происходящего), потрясающую актерскую игру, продуманные, глубокие характеры героев, ну и легкая безуминка, приправленная знакомыми с юности мелодиями и песнями :) Хотя вот по последним у меня лично есть вопрос - а точно все поющие там реально поющие артисты? :) Или звук не очень удачно выставлен, или одно из двух...
Фишка спектакля - в сценографии и использовании пространства. Последнее поделено на несколько локаций, как (предполагаю) на съемочной площадке, причем часть их зрители в принципе увидеть не могут. Зато по сцене ходят люди с камерами, снимают, и все транслируют на огромный экран... одновременно мешая видеть то, что можно было бы смотреть непосредственно на сцене. В общем, вынуждают смотреть "видеозапись". Поначалу это тоже слегка напрягало, если честно. Для меня кино - это кино, а театр - театр. Спектакли в записи не люблю и воспринимаю с трудом... Однако здесь как-то все сложилось, и возможность видеть все мелочи: взгляд, мимика... Это все же бесценно. И если обычно я ради этого стараюсь покупать билеты в первые ряды, то тут как раз можно сидеть где угодно - и видеть все-все. И это все же хорошо :)
Для нас играли
Елизавета, королева Английская - Виктория Верберг
Мария Стюарт, королева Шотландская, её пленница - София Сливина
Граф Лестер -  Игорь Балалаев
Барон Берли - Сергей Погосян
Паулет, начальник тюрьмы - Александр Тараньжин
Мортимер, его племянник - Илья Шляга
Девисон - Леонид Кондрашов
Обепин, французский посол - Сергей Волков
Операторы - Сергей Волков, Леонид Кондрашов
Пара Елизавета и граф Лестер - шикарная! Особенно граф - какой же он слабый, беспринципный и... очаровательный все равно  :) Ну слов же нет, как хорош, а уж поет как! Не удивительно, что ему удается обыграть в политической игре барона Берли, у которого свои цели и резоны...  Вообще политика - такое дело, неприятное, и вот в этой истории сие становится ясно любому как божий день. Особенно страшно (если подумать), как легко, ни за что жертвами политических игр "маленькие люди". Ну ладно Мортимер - он хоть имел намерение помочь Марии. Но бедный Девисон, у которого не было шанса сделать правильный ход вообще?!
А Мария Стюарт, томящаяся в заключении, преданная бывшим любовником, заточенная в темницу Елизаветой, здесь не столько главная героиня, сколько "центр композиции". Именно она причина всего, что происходит на сцене, но сама она, по понятным причинам, не слишком активна. Тем сложнее, мне кажется, играть такую героиню - степеней свободы мало, выразить нужно много - и это виртуозно удается Софии Сливиной. Этой Марии  сочувствуешь, наблюдая как она переживает всю гамму чувств, от уверенности в благополучном исходе до отчаяния - и это, наверное, главное.
В общем, через несколько дней после просмотра я окончательно определилась - мне спектакль понравился! Могу рекомендовать - только не ждите костюмный исторический спектакль :)

Ия Ия 16 января 2023, 11:57

Трагедия в 5 актах Ф. Шиллера на тему соперничества двух королев, одна из которых победила другую в не вполне честном, но все же бою, получилась в постановке Петра Шерешевского довольно веселой и вызывающей. Как бы легкомысленной. По форме и тексту – много разговорных вставок, и они реально бесят.
«История одного убийства» - так дублируется название пьесы.
Пошлая обстановочка на сцене, декорации напоминают что-то вроде новогоднего оформления среднего ценою санатория; популярные песенки звучат в самом начале представления, наверняка и анимация входит в комплект услуг. И, кстати, да – входит. Большой экран не даст соврать.
И прежде чем перейти к делу, то есть основному действию и шотландской королеве, томящейся в камере, причем как говорит Шиллер, глубоко несправедливо (тогда как по книжкам историческим мы знаем, что шотландская бестия была ни разу не невинна, но мы в театре, а не в библиотеке) мы смотрим танец, мужской, в меру эротический, под модерн токинг наш незабываемый. И это прекрасно подготавливает выход королевы Елизаветы, судя по всему, похотливой, холодной и жестокой. Виктория Верберг – офигенная. Рыжая, четкая, властная. Только ее лицо на большом экране – красивое. Остальных, как водится, укрупнение черт портит.
Граф Лестер – Игорь Балалаев, обаятельный, поет круто, профессионально, явный талант и голос хорош. Но клятые морщины! Могут и мужчине помешать, инфантильность фаворита сыграл более чем убедительно и интересно. Смешной он, это граф – такая интерпретация, в целом. Про «вечную любовь» - ну вообще так комично.
Мария Стюарт – Софья Сливина, спортивная, энергичная, обреченная на неподвижность в камере молодая женщина, и отчего-то совсем не королева.
От того и ее личная трагедия не может состояться. Ход белой королевы мог бы быть прекрасным и эффектным. Шиллер ж написал – красива так была Мария, что многие освободить хотели. A тут Мортимер один, и тот, похоже, больше за идею и против Елизаветы решился, чем во имя Марии.
Бедняжка Стюарт Мария (то ли дело Кристен, другое дело)
Илья Шляга в роли Мортимера. Запоминающаяся роль. Невинность, преданность, красота, молодость, жертва. Когда он в красном платье собирается бежать, надев парик и каблуки, и сам в себя стреляет дождем из конфетти – его так жаль, как жаль должно бы быть королеву.
Мне кажется, он получился самой страдательной фигурой. Тут и абьюз, и неудача в делах задуманных, и самоубийство.
Много едят, не только пляшут и поют. То охрана яичницу жарит и жрет, то водку шумно потребляют все кому не лень, то Елизавета помидорки из банки тащит. Противное. Думаешь, к чему такое? Похоже, жирный намек на привычки наши, российские. Некультурныя.
Финал – честный, по пьесе, как полагается, казнь состоится.
Финальная песня – «Мы желаем счастья вам». То есть, издевательство продолжится.
Верю.

Ия Ия 16 января 2023, 11:57

Трагедия в 5 актах Ф. Шиллера на тему соперничества двух королев, одна из которых победила другую в не вполне честном, но все же бою, получилась в постановке Петра Шерешевского довольно веселой и вызывающей. Как бы легкомысленной. По форме и тексту – много разговорных вставок, и они реально бесят.
«История одного убийства» - так дублируется название пьесы.
Пошлая обстановочка на сцене, декорации напоминают что-то вроде новогоднего оформления среднего ценою санатория; популярные песенки звучат в самом начале представления, наверняка и анимация входит в комплект услуг. И, кстати, да – входит. Большой экран не даст соврать.
И прежде чем перейти к делу, то есть основному действию и шотландской королеве, томящейся в камере, причем как говорит Шиллер, глубоко несправедливо (тогда как по книжкам историческим мы знаем, что шотландская бестия была ни разу не невинна, но мы в театре, а не в библиотеке) мы смотрим танец, мужской, в меру эротический, под модерн токинг наш незабываемый. И это прекрасно подготавливает выход королевы Елизаветы, судя по всему, похотливой, холодной и жестокой. Виктория Верберг – офигенная. Рыжая, четкая, властная. Только ее лицо на большом экране – красивое. Остальных, как водится, укрупнение черт портит.
Граф Лестер – Игорь Балалаев, обаятельный, поет круто, профессионально, явный талант и голос хорош. Но клятые морщины! Могут и мужчине помешать, инфантильность фаворита сыграл более чем убедительно и интересно. Смешной он, это граф – такая интерпретация, в целом. Про «вечную любовь» - ну вообще так комично.
Мария Стюарт – Софья Сливина, спортивная, энергичная, обреченная на неподвижность в камере молодая женщина, и отчего-то совсем не королева.
От того и ее личная трагедия не может состояться. Ход белой королевы мог бы быть прекрасным и эффектным. Шиллер ж написал – красива так была Мария, что многие освободить хотели. A тут Мортимер один, и тот, похоже, больше за идею и против Елизаветы решился, чем во имя Марии.
Бедняжка Стюарт Мария (то ли дело Кристен, другое дело)
Илья Шляга в роли Мортимера. Запоминающаяся роль. Невинность, преданность, красота, молодость, жертва. Когда он в красном платье собирается бежать, надев парик и каблуки, и сам в себя стреляет дождем из конфетти – его так жаль, как жаль должно бы быть королеву.
Мне кажется, он получился самой страдательной фигурой. Тут и абьюз, и неудача в делах задуманных, и самоубийство.
Много едят, не только пляшут и поют. То охрана яичницу жарит и жрет, то водку шумно потребляют все кому не лень, то Елизавета помидорки из банки тащит. Противное. Думаешь, к чему такое? Похоже, жирный намек на привычки наши, российские. Некультурныя.
Финал – честный, по пьесе, как полагается, казнь состоится.
Финальная песня – «Мы желаем счастья вам». То есть, издевательство продолжится.
Верю.

Маша Маша 19 декабря 2022, 04:59

Спектакль "Мария Стюарт" Театра МТЮЗ у меня вызвал очень неоднозначные впечатления.
Не скрою, что был порыв уйти после первого акта, но я всё же решила досмотреть.
Одноимённая пьеса Шиллера про противостояние двух королев, французской и английской, переносится в современные реалии. Главные герои перемещаются по сцене в современных костюмах, со сцены слышен современный сленг, герои умело пользуются интернетом и сотовой связью, со сцены звучат композиции "Modern Talking" и "Ledd Zappelin" К слову, некоторые песни исполняют сами актёры. Если вы рассчитываете, увидеть классическую постановку, то, вероятно, будете несколько разочарованы. Но если же вы открыты новому, то вам с большой вероятностью постановка понравится.
Мне понравилась смелость режиссёра Петра Шершевского предоставить на суд зрителя своё нестандартное видение. Это было смело и необычно.
Не могу не отметить прекрасную актёрскую игру Виктории Верберг, сыгравшую Королеву Английскую, и Софии Сливиной в роли Марии Стюарт. Обе актрисы справились прекрасно. Не зря обе стали номинаиками премии "Золотая маска" за лучшую женскую роль.
Декорациии чень разнообразны и незаметно сменяют друг друга. Из спальни Королевы Английской зритель переносится в камеру Марии Стюарт. Происходит это за счёт умелого разделения сцены и мастерского освещения. Кстати, сам спектакль транслируется на большом экране, что для меня с моим не самым хорошим зрением, было плюсом.
Мой вердикт - спектакль смелый, необычный, современный. Посмотреть его было, как минимум, интересно. О многом заставляет задуматься, так как темы поднимает неоднозначные и интересные: тему честности и верности своему слову, тему любви и предательства, тему власти и покорности. Его стоит посмотреть

Елизавета Ефремова 6 ноября 2022, 01:01

Иногда случаются спектакли, когда в начале весь организм протестует против того, что видишь на сцене, но очень быстро восприятие поворачивается практически на 180 градусов и по окончании аплодируешь и кричишь "браво!".
Именно такой спектакль я недавно увидела на сцене Московского Театра Юного Зрителя, это была "Мария Стюарт" Шиллера в постановке Петра Шерешевского.
Это первый спектакль Шерешевского, который мне удалось увидеть, а ведь в этом году на Маску выдвинули аж три его работы, так что теперь срочно придется посмотреть хотя бы московские постановки.
Спектакль начинается с места в карьер: кислотные краски, оглушающая музыка, громадный экран на сцене. Все это обрушивается со страшной силой на головы зрителей. Так и хочется закричать: "Постойте, а при чем тут Шиллер!". Но магия театра постепенно начинает действовать, зрители как бы врастают в спектакль и принимают его концепцию. Да, это не совсем Шиллер в переводе Пастернака: текст обильно усыпан современными словечками и оборотами речи, но и это минут через десять уже воспринимается абсолютно естественно и даже начинает казаться необходимым. Громадные экраны, возмущавшие в начале, приближают актеров до такой степени, что становятся видны малейшие движения бровей и изгиб губ. Это как огромный бинокль, но этот бинокль гораздо удобнее обычного: глаз естественно переключается с общих планов на крупные и наоборот. Даже с самых первых рядов невозможно так увидеть тончайшую мимику актеров, а видеть ее поистине наслаждение. Актеры в МТЮЗе прекрасные! Не зря, ой не зря сам спектакль и четырех участвующих в нем актеров выдвинули на Золотую маску. Жаль, режиссеров в этом году не номинировали, но это уже политика.
Такой неожиданной Елизаветы, королевы Английской (Виктория Верберг) я еще не видела. Эта Елизавета не просто женщина с уязвленным самолюбием, это адский кукольник-манипулятор, с наслаждением издевающийся над всеми окружающими ее людьми.
Великолепна София Сливина - Мария Стюарт, королева Шотландская. Вот где экран на сцене работает на все сто процентов: сквозь маску сдержанности прорывается надежда, отчаяние, ненависть. Тончайшее, ювелирное актерское мастерство.
И исполнители всех мужских ролей на высоте, не зря двоих номинировали на Маску, а надо бы всех. Актеры просто искрятся, наслаждаясь своими ролями.
Игорь Балалаев -Граф Лестер и Сергей Погосян - Барон Берли, оба хитромордые царедворцы, заботящиеся лишь о своем благополучии. Александр Тараньжин - Паулет, начальник тюрьмы, казалось бы честный человек, но и он сливается, когда это становится выгодно. Илья Шляга - Мортимер, вот в чьи глаза на крупном плане надо всматриваться и всматриваться. Это тот случай, когда глаза говорят больше слов.
Звук, свет, цвет, столь раздражающие в начале, все работает на основную идею спектакля: политика - грязное дело и доверять политикам нельзя. А если кто еще не постиг эту мысль в полной мере, должен увидеть "Марию Стюарт" в Московском Театре Юного Зрителя и тогда последние его иллюзии будут рассеяны.

inessa 11 июля 2022, 01:37

Одной из последних громких премьер уходящего сезона стала «Мария Стюарт» в МТЮЗе – спектакль Петра Шерешевского. Для меня это стало вторым знакомством с режиссером: весной я смотрела в рамках «Золотой маски» «Тайм-аут» новосибирского театра «Красный факел». В целом, у этих постановок действительно есть общая стилистика: натурализм, реализм до мельчайших деталей – герои даже жарят яичницу по-настоящему! И часть действия, обязательно в трансляции на больших экранах, как съемка скрытой камерой – наилучший прием, чтобы транслировать особенности мимики актеров даже «на дальние ряды» и показывать несколько сценарных планов одновременно. Идея, однако, не нова – онлайн-театр «в моменте» стойко ассоциируются у меня со спектаклями Богомолова.

«Мария Стюарт» - одна из моих любимых исторических пьес: это трагедия противостояния двух королев – Елизаветы I и Марии Стюарт. Предыстория: шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству своего супруга изгоняют из страны, и она бежит в Англию, чтобы найти себе защиту у английской королевы Елизаветы. Та, однако, должна беспокоиться о собственной короне, поскольку Мария Стюарт сама претендует на неё, будучи правнучкой королю Генриху VII. Поэтому, по законам тогдашней церкви являющаяся незаконнорожденной, королева Елизавета велит арестовать её и заключить под стражу. Мария проводит в заточении много лет.
Уже привычная зрителю практика переноса действия в наше время: Мария сидит в одиночной камере тюрьмы под надзором двух охранников. Ее лицо транслируется на большой экран практически весь спектакль. София Сливина, на первый взгляд, совсем не похожа на королеву. С другой стороны, кажется совершенно логичным, что в тюрьме она одета в серую арестантсткую одежду и не имеет макияжа. Тем не менее, в ней до последнего сохраняется гордость и надежда на избавление с помощью союзников. А смотреть в лицо своим заклятым врагам и достойно пойти на казнь – сможет не каждая женщина.

Гораздо более яркий образ у Елизаветы – Виктории Верберг. Если честно, я прекрасно понимаю ее мотивацию, но мне ее образ показался на редкость отталкивающим: немолодая, развязная, грубая женщина, для которой все окружающие ее люди – всего лишь марионетки. Грубое поведение с любовниками, пренебрежение слугами и издевательства над Марией. Особенно неприятно зацепили три момента: показная жалость, почему «ты же девочка» в тюрьме не бреет подмышки, соблазнение юного Мортимера и сваливание ответственности за формально так и не отданный приказ о казни Марии на слуг. Тем не менее, чтобы сыграть такую отвращающую от себя героиню, нужен огромный актерский талант, и с этим Виктория справилась на все сто.

Достойнейший противник королевы в ее интригах – граф Лестер (Игорь Балалаев). Бывший жених Марии и нынешний любовник Елизаветы, он старается «усидеть на двух стульях» всеми силами. Словно флюгер, он мечется от попыток спасти от казни Марию, инициировав их встречу с Елизаветой, до перекладывания вины на Мортимера, когда их общий план проваливается и дальнейших угодливых заискиваний перед Елизаветой. Впрочем, нет никакого сомнения, что при более выгодных условиях, он бросит и ее. Интересно, что Игорь Балалаев отыгрывает похожую ситуацию в мюзикле «Граф Орлов»: из-за неверного выбора между преданностью Екатерине II и любовью к княжне Таракановой, вторая погибает в темнице. Но сколь силен контраст между драмой Орлова и приспособленчеством Лестера! Кстати, в «Марии Стюарт» пригодился и вокальный талант Игоря – у него будет не одна возможность спеть ;) И вообще, очень небанальное амплуа для этого артиста – один банный халат и сцены в начале чего стоят.

Очень неприятный барон Берли (Сергей Погосян), который занимается расследованием дела Марии, а по факту – фальсифицирует письма и улики, чтобы обвинить ее в государственной измене. Самая раздражающая деталь в нем – привычка брызгать поверхности дезинфицирующим спреем каждые несколько минут.

Жаль, пожалуй, только юного Мортимера (Илья Шляга), племянника начальника тюрьмы. Совсем молодой, романтически влюбленный в плененную Марию, он пытается ее освободить. Однако, моментально закруживший его водоворот интриг не оставил ему шансов в борьбе со столь опытными противниками, как Елизавета и предавший его Лестер.

Не стоит ждать от «Марии Стюарт» классической трагедии Шиллера: мы наблюдаем современные реалии, иные акценты и, конечно, измененную сценографию. Есть и «песенные вставки» современной популярной музыки: «Led Zeppelin», «Modern Talking», и другие: артисты поют в микрофоны и играют на цифровом фортепиано. На сцене находится большая кровать, во время действия герои чистят зубы, отправляются в душ, курят, едят помидоры из банки, Мортимер и Лестер раздеваются до трусов, а сцена встречи Елизаветы и Марии разыгрывается в ванной комнате. Некоторые зрители, я видела, уходили в антракте. Но, если представить, что все происходящее – сродни реалити-шоу или съемке «скрытой камерой», можно испытать очень сильные эмоции.

Елена Елена 30 июня 2022, 02:15

Премьера «Марии Стюарт» в МТЮЗе не оставила равнодушным никого из зрителей. При этом диапазон отзывов о спектакле необычайно широк – от полного неприятия до дикого восторга.
Сразу оговорюсь – я где-то посередине и то лишь потому, что шла на него «подготовленная», в противном случае моя оценка была бы непредсказуемая.
Единственное, в чем все были единогласны, так это в подборе режиссером Петром Шерешевским, спектакли которого неоднократно номинировались на премию «Золотая Маска», великолепного актерского ансамбля:
Елизавета, королева Английская - Заслуженная артистка РФ Виктория Верберг
Мария Стюарт, королева Шотландская, её пленница - София Сливина
Граф Лестер - Игорь Балалаев
Барон Берли - Сергей Погосян
Паулет, начальник тюрьмы - Александр Тараньжин
Мортимер, его племянник - Илья Шляга
Девисон - Леонид Кондрашов
Обепин, французский посол - Сергей Волков
Операторы - Сергей Волков, Леонид Кондрашов
Спектакль поставлен по одноименной исторической драме Фридриха Шиллера о последних трёх днях жизни Марии Стюарт, шотландской королевы, ставшей на долгие 19 лет пленницей английской королевы Елизаветы I.
Так как его действие начинается с пост-фактум – мы видим Марию в тюремной камере, поясню, что «обвинённая в убийстве мужа в 1568 году Стюарт бежала из Шотландии в Англию, ища спасения при дворе Елизаветы. Та, опасаясь претензий гостьи на собственную корону, отправила её в Шеффилдский замок, который стал для Мария Стюарт настоящей тюрьмой».
Пётр Шерешевский: «Для меня эта история о том, как ***** и при этом остаться чистым, благородным. То есть хочется и *****, и остаться благородным. И вот про эти игры д****** стандартов наша история». И подзаголовок своему «детищу» он дал соответствующий – «История одного убийства».
Вся левую часть сценического пространства отдана покоям Елизаветы – на переднем плане – огромная кровать, в глубине - ванная комната.
Камера Марии расположена в глубине правой части сцены.
Посередине – длинный стол, закрывающий полностью от зрителей, сидящих слева, обзор правой части сцены и наоборот.
Но это не страшно, потому что жанр, в котором работает Шерешевский, называет онлайн-театр. Много лет он использует в своих постановках мультимедийные возможности. И смотреть вам придется, в основном, на экран (одну часть сцен он просто укрупняет, а другую зрители могут увидеть и вовсе лишь на нем).
Так вот, если абстрагироваться от сюжета, перенесенного Шерешевским в наши дни, смириться с тем, что образы королев, созданные им и Шиллером, диаметрально противоположны, и быть готовым к онлайн просмотру, то от спектакля можно получить очень даже большое удовольствие!
Несмотря на имя только одной героини в заглавии, пьеса Шиллера известна центральными бенефисными ролями для двух актрис.
У Шерешевского «балом правит» лишь Елизавета.
Актёрская работа Виктории Верберг высочайшего уровня; мы и ненавидим эту женщину, и понимаем её мотивацию. Королева показана ею (разумеется, воплощая режиссерский замысел) наглой, похотливой, вульгарной и упоенной властью над душами и телами своих клевретов.
Шотланская королева «по Шерешевскому» практически лишена женственности – перед нами не созданный Шиллером романтический образ, а суровая, неухоженная тетка в спортивном костюме. При этом Софии Сливиной прекрасно удалость воплотить внутреннюю свободу и несгибаемость Марии Стюарт, за которые она и поплатилась жизнью…
Как я уже говорила, все актеры здесь хороши! Поэтому позволю себе лишь пару слов об Игоре Балалаеве, создавшем очень убедительный образ фаворита Елизаветы. Он и притягателен, и страшен, и жалок, и обворожителен… Просто глаз не оторвать! А как удачно пригодился здесь его талант актера мюзикла! Браво!!!
Да, да, постановка очень музыкальная. В этом спектакле артисты много поют и танцуют. Режиссер признает, что история получилась издевательская, поэтому тут много китча.
Вместе с Петром Шерешевским над спектаклем работали художник Надежда Лопардина, композитор Ник (Ванечка) Тихонов и художник по свету Алексей Попов.
Им удалось создать яркую, страстную и запоминающуюся современную интерпретацию истории о заточении и смерти шотландской королевы.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма