Спектакль Медея / Эквус
Два одноактных балета на музыку современных композиторов – Павла Карманова и Алексея Айги.
Кирилл Симонов в своей постановке «Медея» интерпретирует общеизвестный сюжет древнегреческого мифа о колхидской царевне и жене аргонавта Ясона, убившей собственных детей, узнав об измене мужа. Балет Симонова – это история безумной страсти и неисполненной мечты о счастье, это история о чудовищной силе любви и роковом мщении. Боль, страдание, ревность – в каждом движении, жесте, взгляде, повороте головы Медеи. Уязвленная женщина, доведенная до нечеловеческого предела.
«Эквус» (Equus) в переводе с латинского – лошадь. Многие слышали выражение «лошадиный труд танцовщика». Но мало кто знает, что это словосочетание – не просто красивый афоризм, в нем на самом деле заключается суть искусства артистов балета. Балет – это тяжелый труд, а не праздничная мишура. Профессия артиста – это кропотливая и изнуряющая работа, требующая ежедневных физических упражнений и постоянных душевных сил. Отсутствие рампы позволяет ощутить непосильный труд балетного артиста и максимально близко увидеть процесс создания красоты.
Для своей работы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев выбрали музыку одного из самых ярких и популярных композиторов-минималистов Алексея Айги. Его произведение «Equus» вдохновлено одноименной пьесой английского драматурга Питера Шеффера о самоосознании и становлении подростка, лишенного религии и придумавшего себе бога в образе Лошади (equus — в переводе с латинского «лошадь»).
Отзывы о «Медея / Эквус»
Ещё 4 отзываДва одноактных балета на музыку современных композиторов (Павла Карманова и Алексея Айги) от театра «Балет Москва» были представлены на малой сцене МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко.
Два акта не связаны между собой. Первая часть – балет «Медея» в хореографии К.Симонова под музыку «Второй снег на стадионе» и «Весна в январе». Неожиданный выбор звукового сопровождения для древнегреческого мифа о колхидской царевне и жене аргонавта Ясона, убившей собственных детей, узнав об измене мужа. Артисты идеально подобраны на роли: смуглая черноволосая Медея в исполнении Людмилы Доксомовой, белокурая Главка (Александра Киршина) и неверный Ясон (Михаил Киршин). Декорации минималистичны: это диван в стиле 1950х гг., несколько пустых стеклянных бутылок и тазик с водой. Хореографу прекрасно удалось уместить в 40-минутный балет всю трагедию и ярость покинутой женщины. Движения Медеи невероятно выразительны: она мечется, то кидается к Ясону, то катается по сцене. Ясон танцует в основном с Главкой, но видно, что к Медее его все равно тянет, он не может от нее отказаться. Главка – легкая, наивная девушка: хоть она и рада, что Ясон с ней, она не может подавить в себе сочувствие и, например, осторожно подходит к Медее, когда та лежит на сцене. Ее наивность окажется роковой: разъяренная Медея дает волю мести.
Вторая часть – балет «Эквус» в хореографии А.Кадрулевой и А.Игнатьева. На данную постановку хореографов вдохновил «Equus» Алексея Айги, который сам музыкант и исполняет лично с ансамблем 4’33. Эквус – это «лошадь» в переводе с латыни. На протяжении всего балета прослеживается метафорическое сравнение танцоров балета с лошадьми, а их педагог (Михаил Киршин) – жокей с хлыстом. Наконец показано, как непрост труд артистов - это тяжелая, кропотливая и изнуряющая работа. Начинается действо с забавной сценки между Педагогом и его Ученицей (Кристина Рюмшина), которой упорно не даются пируэты – что на «пальцах», что без. Уставшая девушка хочет праздники и немного отдыха. А затем на сцену выходит вся балетная труппа. Показывают стандартный балетный класс: растяжку, процесс надевания пуантов, занятия у станка. Музыка все ускоряется, становится более напряженной, и вот танцоры уже на середине, подгоняемые Педагогом, который задает им очень длинную последовательность движений. Уставшие артисты фыркают, все больше напоминая лошадей. Но и сам Педагог – совсем как старый конь. Оставшись на сцене в одиночестве, он становится на колени и лакает воду из тазика. За этим занятием и застает его понимающая, сочувствующая Ученица. Но это – минутная слабость. Пройдет немного времени – и вот Педагог опять встанет в центр зала с хлыстом. И так каждый день.
Как всегда, я осталась приятно впечатлена пластикой и артистизмом всех артистов и глубиной сюжетного наполнения, которое удалось уложить в такие короткие балеты. А прекрасное место – 2 ряд партера по центру, лишь усилило положительные эмоции.
В основе сюжета "Медеи" в постановке театра "Балет Москва" лежит древнегреческий миф о жене аргонавта Ясона Медее, узнавшей об измене мужа и, по версии Еврипида, убившей собственных детей, хотя до Еврипида считалось, что дети были убиты коринфянами. Но любовницу мужа Медея уничтожает вроде бы во всех версиях. Хореограф Кирилл Симонов создал балет по мотивам мифа, детей никто не убивает, а на сцене разворачивается драма любовного треугольника, и, в сущности, героев можно было назвать не Медея, Ясон и Креуса, а Маша, Петя и Люба, поскольку мы видим простую человеческую трагедию героини, осознавшей, что вся ее прошлая жизнь - в чем-то сама по себе миф, муж охладел к ней, а молодая соперница торжествует. Но как бы то ни было, древнегреческие мотивы лишь подчеркивают, что драма эта древняя, но актуальная!
Медея в исполнении Людмилы Доксомовой - и хрупкая, и сильная, в каждом ее движении передаются страсть, боль, отчаяние, Креуса (Александра Киршина) - цветущая, жизнерадостная, наслаждающаяся счастьем - яркая противоположность Медее, Ясон (Михаил Киршин) - мужественный красавец, мечущийся между двумя женщинами. Пластическая выразительность артистов и красота завораживающего хореографического рисунка усиливаются нежной, местами лиричной, а местами трагичной музыкой композитора-минималиста Павла Карманова. Минимальны и декорации, но спектакль очень камерный, для малой сцены, а потому минимализм оправдан, да и декорации не отвлекают и не маскируют какие-то огрехи, вот она возможность насладиться чистым искусством для зрителя и вызов профессионализму танцовщиков.
Эквус (Equus) в переводе с латинского - лошадь. Композитор Алексей Айги вдохновился одноименной пьесой английского драматурга Питера Шеффера о подростке, придумавшим себе бога в образе лошади, а хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев создали на эту музыку балет о лошадином тяжелом труде танцовщиков. От пьесы осталось только название, она вообще о другом, но неважно, музыка-то превосходна, и музыкальные образы лошадей прямо-таки осязаемы, однако, вот такая произошла трансформация идеи!
Аллегория отличная, педагог (Михаил Киршин), занимается с балериной (Кристина Рюмшина), она уходит с занятия из-за усталости.. и тут начинается фантасмагория - учитель превращается в жокея, а группа артистов - в стадо лошадей, послушно выполняющих тяжелые задания.
Постановка очень динамичная и зрелищная, "лошади" заполняют все пространство сцены, оставляя свободным лишь уголок с музыкантами, из которого доносится прекрасная живая музыка, и выполняют сложные задания жокея. К концу же действа все явственнее проступают в них человеческие черты, и вот уже на сцене - просто артисты балета, упахавшиеся до изнеможения у станков в балетном классе после выполнения сложных танцевальных связок и акробатических этюдов. Конечно, балет - это профессиональный спорт, но как прекрасен он, как вид искусства!
Я, к слову, в восторге от уровня труппы, это первое мое близкое (пара метров до сцены! :)) знакомство с коллективом, если не считать увиденный на днях дуэт Александры Киршиной и Михаила Киршина в оперном спектакле "О, Моцарт! Моцарт..." на сцене "Новой оперы", пара очень понравилась и техникой, и артистичностью. И сейчас про труппу в целом скажу то же самое - великолепная техника, растяжка, идеальная форма и ко всему этому - артистизм и вдохновение.