Отзывы о "Медея / Эквус"
Два одноактных балета на музыку современных композиторов (Павла Карманова и Алексея Айги) от театра «Балет Москва» были представлены на малой сцене МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко.
Два акта не связаны между собой. Первая часть – балет «Медея» в хореографии К.Симонова под музыку «Второй снег на стадионе» и «Весна в январе». Неожиданный выбор звукового сопровождения для древнегреческого мифа о колхидской царевне и жене аргонавта Ясона, убившей собственных детей, узнав об измене мужа. Артисты идеально подобраны на роли: смуглая черноволосая Медея в исполнении Людмилы Доксомовой, белокурая Главка (Александра Киршина) и неверный Ясон (Михаил Киршин). Декорации минималистичны: это диван в стиле 1950х гг., несколько пустых стеклянных бутылок и тазик с водой. Хореографу прекрасно удалось уместить в 40-минутный балет всю трагедию и ярость покинутой женщины. Движения Медеи невероятно выразительны: она мечется, то кидается к Ясону, то катается по сцене. Ясон танцует в основном с Главкой, но видно, что к Медее его все равно тянет, он не может от нее отказаться. Главка – легкая, наивная девушка: хоть она и рада, что Ясон с ней, она не может подавить в себе сочувствие и, например, осторожно подходит к Медее, когда та лежит на сцене. Ее наивность окажется роковой: разъяренная Медея дает волю мести.
Вторая часть – балет «Эквус» в хореографии А.Кадрулевой и А.Игнатьева. На данную постановку хореографов вдохновил «Equus» Алексея Айги, который сам музыкант и исполняет лично с ансамблем 4’33. Эквус – это «лошадь» в переводе с латыни. На протяжении всего балета прослеживается метафорическое сравнение танцоров балета с лошадьми, а их педагог (Михаил Киршин) – жокей с хлыстом. Наконец показано, как непрост труд артистов - это тяжелая, кропотливая и изнуряющая работа. Начинается действо с забавной сценки между Педагогом и его Ученицей (Кристина Рюмшина), которой упорно не даются пируэты – что на «пальцах», что без. Уставшая девушка хочет праздники и немного отдыха. А затем на сцену выходит вся балетная труппа. Показывают стандартный балетный класс: растяжку, процесс надевания пуантов, занятия у станка. Музыка все ускоряется, становится более напряженной, и вот танцоры уже на середине, подгоняемые Педагогом, который задает им очень длинную последовательность движений. Уставшие артисты фыркают, все больше напоминая лошадей. Но и сам Педагог – совсем как старый конь. Оставшись на сцене в одиночестве, он становится на колени и лакает воду из тазика. За этим занятием и застает его понимающая, сочувствующая Ученица. Но это – минутная слабость. Пройдет немного времени – и вот Педагог опять встанет в центр зала с хлыстом. И так каждый день.
Как всегда, я осталась приятно впечатлена пластикой и артистизмом всех артистов и глубиной сюжетного наполнения, которое удалось уложить в такие короткие балеты. А прекрасное место – 2 ряд партера по центру, лишь усилило положительные эмоции.
В основе сюжета "Медеи" в постановке театра "Балет Москва" лежит древнегреческий миф о жене аргонавта Ясона Медее, узнавшей об измене мужа и, по версии Еврипида, убившей собственных детей, хотя до Еврипида считалось, что дети были убиты коринфянами. Но любовницу мужа Медея уничтожает вроде бы во всех версиях. Хореограф Кирилл Симонов создал балет по мотивам мифа, детей никто не убивает, а на сцене разворачивается драма любовного треугольника, и, в сущности, героев можно было назвать не Медея, Ясон и Креуса, а Маша, Петя и Люба, поскольку мы видим простую человеческую трагедию героини, осознавшей, что вся ее прошлая жизнь - в чем-то сама по себе миф, муж охладел к ней, а молодая соперница торжествует. Но как бы то ни было, древнегреческие мотивы лишь подчеркивают, что драма эта древняя, но актуальная!
Медея в исполнении Людмилы Доксомовой - и хрупкая, и сильная, в каждом ее движении передаются страсть, боль, отчаяние, Креуса (Александра Киршина) - цветущая, жизнерадостная, наслаждающаяся счастьем - яркая противоположность Медее, Ясон (Михаил Киршин) - мужественный красавец, мечущийся между двумя женщинами. Пластическая выразительность артистов и красота завораживающего хореографического рисунка усиливаются нежной, местами лиричной, а местами трагичной музыкой композитора-минималиста Павла Карманова. Минимальны и декорации, но спектакль очень камерный, для малой сцены, а потому минимализм оправдан, да и декорации не отвлекают и не маскируют какие-то огрехи, вот она возможность насладиться чистым искусством для зрителя и вызов профессионализму танцовщиков.
Эквус (Equus) в переводе с латинского - лошадь. Композитор Алексей Айги вдохновился одноименной пьесой английского драматурга Питера Шеффера о подростке, придумавшим себе бога в образе лошади, а хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев создали на эту музыку балет о лошадином тяжелом труде танцовщиков. От пьесы осталось только название, она вообще о другом, но неважно, музыка-то превосходна, и музыкальные образы лошадей прямо-таки осязаемы, однако, вот такая произошла трансформация идеи!
Аллегория отличная, педагог (Михаил Киршин), занимается с балериной (Кристина Рюмшина), она уходит с занятия из-за усталости.. и тут начинается фантасмагория - учитель превращается в жокея, а группа артистов - в стадо лошадей, послушно выполняющих тяжелые задания.
Постановка очень динамичная и зрелищная, "лошади" заполняют все пространство сцены, оставляя свободным лишь уголок с музыкантами, из которого доносится прекрасная живая музыка, и выполняют сложные задания жокея. К концу же действа все явственнее проступают в них человеческие черты, и вот уже на сцене - просто артисты балета, упахавшиеся до изнеможения у станков в балетном классе после выполнения сложных танцевальных связок и акробатических этюдов. Конечно, балет - это профессиональный спорт, но как прекрасен он, как вид искусства!
Я, к слову, в восторге от уровня труппы, это первое мое близкое (пара метров до сцены! :)) знакомство с коллективом, если не считать увиденный на днях дуэт Александры Киршиной и Михаила Киршина в оперном спектакле "О, Моцарт! Моцарт..." на сцене "Новой оперы", пара очень понравилась и техникой, и артистичностью. И сейчас про труппу в целом скажу то же самое - великолепная техника, растяжка, идеальная форма и ко всему этому - артистизм и вдохновение.
Двадцать пятого ноября на сцене ЦИМа Балет Москва показывал два одноактных балета – «Медею» и «Эквус». Зрителям были представлены два абсолютно разных по стилистике балета – серьезная трагедия, основанная на древнегреческом тексте Еврипида (хореограф Кирилл Симонов) и легкий фарс (хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев) повествующий о нелегком, в некотором смысле «лошадином» труде современных танцовщиков.
Роль Медеи исполняет Людмила Доксомова, загадочная, утонченная, воздушная и неуловимая. Это само изящество, и непонятно, как Ясон (Михаил Киршин) мог променять ее на вполне ординарную, хоть и молодую Креусу (Евгения Гончарова). Ясон в нерешительности мечется между двумя женщинами, в конечном итоге предпочтя Креусу. Могущество Медеи подчеркивают ее клоны-двойники, все они сражаются за любимого мужчину. Но все тщетно, Креуса не думает отступать. И платит за это своей жизнью. В этой схватке проиграли все трое. Хореографом Кириллом Симоновым была выбрана музыка известного советского и российского композитора Павла Карманова. Костюмы Стефании фон Граурог высвечивают характеры героев и придают современность этому древнегреческому мифу.
«Эквус» в переводе с латинского означает лошадь. Но танцовщики повествуют нам не о суровых буднях лошадей в стойле, а о тяжелейшем, «лошадином» труде артистов балета, вынужденных проводить практически все свое время у станка, выполняя сложные, но однообразные физические упражнения, чтобы усовершенствовать свое мастерство до автоматизма. Жокей – хореограф репетитор (Михаил Киршин) пытается показать артистам балета свое видение прекрасного, но натыкается на непонимание и недостаточно серьезное отношение артистов к своей профессии.
К этому балету в качестве аккомпанемента звучит живая музыка. На сцене на протяжении всего действия находятся четыре музыканта ансамбля 4’33”, исполняющие произведение Алексея Айги «Эквус»
Сценография и художественное оформление обоих балетов Эмиля Капелюша, они объединяют два таких разных действа в единое целое. В обоих спектаклях важное значение придается воде. Это слезы Медеи в первом балете и пот неутомимых танцовщиков – во втором.
Читать отзыв полностью: https://zharevna.livejournal.com/1242868.html