Отзывы о "Фауст"
Из всех опер Гуно только одна приобрела широкую известность. Это "Фауст". Но зато она действительно хороша, хотя и трудновата для постановки в небольших театрах. Причина простая: это достаточно затратное мероприятие, ибо тут нужны и разные декорации, и достаточно большое число хористов. Но Новая опера поставила этот спектакль 5 лет назад, так что у москвичей и гостей столицы есть шанс познакомиться с шедевром Гуно.
Надо сказать, что Этель Иошпа, которая занималась сценографией, решила свою задачу достаточно оригинально. Действие оперы, как вы помните, происходит в XVI веке. Но Э. Иошпа перенесла его в другое столетие, но не наше, что было бы логично, если бы захотели приблизить героев к зрителям. Но в "Фаусте" Новой оперы мы видим реальность середины XIX века, времени, когда эта опера была написана. Безусловно, там не точно воссозданы костюмы, но стилизованы. Между тем, вполне узнаваемы и мундиры солдат, и платья с рукавами-буфами Маргариты, строгие костюмы Марты, и сюртуки Фауста и Мефистофеля. Кстати, последний в самом начале 1 действия ехидно ухмыльнулся, глядя на рисунок на стене комнаты Фауста, где был изображен он сам (Мефистофель) в классическом виде. Мол, я не только так выглядеть могу. Герои спектакля настолько погружены в реальность XIX столетия, что Мефистофель показывает Фаусту образ Маргариты в камере обскура.
Шарль Гуно был очень набожным человеком, он изучал богословие, был органистом, одно время подумывал о духовной карьере. Отказавшись от нее, он, тем не менее остался практикующим католиком. И религиозные мотивы очень четко видны в опере "Фауст". Мефистофель, демон, искушающий Фауста, представителен, его голос глубок и манящ. Но чистая душа Маргариты оказывается сильнее его чар. Она погибает, но душа ее устремляется к небесам, демон оказывается посрамлен.
Спектакль поставлен масштабно, необычно и очень красиво. Рыночная площадь с ярморочным столбом, который начинает крутиться, когда поет Мефистофель, фахверковые дома, у которых открываются ставни и мы видим их обитательниц, декорации, напоминающие старые гравюры. И вдруг - комната Маргариты: черная, аскетичная. И только распятие на стене напоминает о боге, чьи законы преступила героиня, и от которого отрекся Фауст.
Спектакль очень хорош тем, что его участники не только поют арии, они проживают жизнь своих персонажей. Хрупкая любящая Маргарита (Е Соина), уверенный в себе, сметающий все на своем пути Мефистофель (А. Тихомиров), добрый и романтичный Зибель (Е. Мирзоянц), себялюбивый и тщеславный Фауст (Г. Фараджев), легкомысленная болтливая Марта (Александра Саульская-Шулятьева), честный бескомпромиссный Валентин (А. Гарнов). И еще есть персонаж, который не произносит ни единого слова, но который очень оживляет действие. Это такой постаревший парижский гамен (С. Сатаров), который не произносит ни слова, но очень оживляет действие.
Очень достойная и интересная постановка, искренне рекомендую.
Постановка «Фауста» в Новой опере многопланова, многослойна и многогранна. Тут есть и прием «театр в театре», и отсылки к Булгакову, и намеки на гениальных исполнителей прошлого. Постановка столь насыщена говорящими мелочами, что хочется этот спектакль еще пересмотреть не раз, наслаждаясь музыкой и разгадывая намеки постановщиков. Булгаковская параллель тянется через весь спектакль, начавшись в московском подвальчике (здесь и потрет Шаляпина в образе Мефистофеля висит), продолжается желтыми цветами в руках Маргариты, сопровождается антраша Коровьева. Здесь есть и отрезанные головы и трость с набалдашником и бесконечный платок Фриды, а оперная Марта вдруг оборачивается булгаковской Геллой. Театр в театре начинается прямо в подвальчике где Мефистофель соблазняет Фауста образом Маргариты, показывая ее с помощью камеры обскура вверх тормашками, продолжается кукольными горожанами среди кукольных домиков и картонными красотами садика Маргариты, вываливающимся из распоротого живота Валентина клоков сена, а заканчивается съемкой на старинный киноаппарат фильмы о страданиях героини и тряпочно обмякшего как кукла Фауста. Слушать музыку оперы так же интересно, как и рассматривать детали постановки: по количеству шлягеров Фауст может соперничать с Травиатой и Пиковой дамой: куплеты Мефистофеля, каватина Валентина, песенка Зибеля, "Ария с жемчугом" Маргариты, любовный дуэт главных героев – здесь есть где блеснуть солистам, а хоры сопровождающие действие с начала до конца, столь же прекрасны как и хоры из Набукко. Интересны и актерские работы: Маргарита в исполнении Елизаветы Соиной хрупка и невинна, но с первого шага по сцене она несет в себе предчувствие трагедии, Мефистофель Алекся Антонова фактурен и неотразим, чудесна Гаяне Бабаджанян в роли Зибеля. Но главный герой спектакля – оркестр по руководством Яна Латам-Кёнига – прекрасного звучания, наполненный жизнью звук, порой говорит нам больше, чем слова.
Хочется поблагодарить всех создателей спектакля за полученное удовольствие
На прошлой неделе посмотрела оперу «Фауст» в театре «Новая Опера».
Постановка получилась очень красивой и изящной. Декорации невероятны, продумана каждая мелочь. Где бы мы не оказались - в средневековом европейском городке, в великолепном саду, все выполнено очень искусно, красиво. Три с половиной часа пролетели на одном дыхании. Режиссёром спектакля выступила Екатерина Одегова. Она решила дополнить творение Гуно элементами из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (спектаклем посвящён в том числе и 125-летюю Михаила Булгакова). Так в оперу вводится Коровьев-Фагот в клетчатом пиджаке - актёр-мим, покорный прислужник дьявола.
В этой опере Мефистофель хочет получить не душу Фауста, а чистую и светлую душу Маргариты. На первое место выводится любовная история.
Больше всех мне понравился Евгений Ставинский в роли Мефистофеля. Этот образ ему подходит идеально. Его голос прекрасно лёг в оперные арии. Он был определенным лидером в этой постановке, все мое внимание было отдано именно его персонажу.
Мне понравилась и Екатерина Пегова в роли Маргариты. Особенно она проявила себя в последнем третьем акте. Отчаявшаяся, потерянная узница, которая из последних сил взывает к ангелам.
Ачатур Бадалян, исполнявший роль Фауста, тоже меня впечатлил. У него потрясающий вокал!
В те моменты, когда Мефистофель творит свою чёрную магию, все вокруг приходит в движение: вертятся с бешеной скоростью колеса велосипедов, мигает свет, видно, что творится что-то злое и нехорошее.
Спектакль очень красивый, я точно буду рекомендовать его друзьям.
Сцена, в которой Фауст из мудрого старца превращается в рокового красавца, очень грамотно и красиво оформлена. Мне понравилось, что «Фагот» показывает нашему герою видение, где тот знакомится с красавицей Маргаритой, при помощи такого специального «потустороннего» проектора. Этот прибор остаётся с нами на протяжении всего представления, он дополняет магическую реальность.
Понравилась мне и сцена гулянья на главной площади. Хор очень слаженный. Костюмы и декорации симпатичные. Увидела эти домики и сразу захотелось отправиться в путешествие к любимым «вафельным» крышам.
Второе действие поражает своей красотой. Декорации невероятные. Я оценила, что мосты и деревья отражаются в воде. Сцена, в которой Маргарита и Фауст все-таки оказываются вместе, наполеона волшебством. С неба сыплются лепестки роз, а у Мефистофеля в момент его триумфа вырастают два огромных чёрных крыла.
В последнем действии мы уже оказывается в потустороннем мире. Здесь не нужны декорации, здесь бродят одинокие души с фонарями в руках. Интересно решена сцена дуэля Фауста с братом Маргариты (а вот и не расскажу вам как, сами посмотрите).
Опера получилась очень красивая, динамичная!) Спасибо театру «Новая Опера» за прекрасный вечер!