Спектакль Венецианка
Остроумная комедия масок, посвященная режиссерам-новаторам.
Три эпохи на одной сцене: Возрождение, Серебряный век, век нынешний. Трое гениев в одном спектакле – режиссер Всеволод Мейерхольд, художник Казимир Малевич, архитектор Константин Мельников. Тот самый Мельников, подаривший нам знаменитый «дом света». И четвертый, еще один гений, без которого не было бы этого света, – Роман Виктюк. Своеобразным посвящением этим знаковым для искусства ХХ века фигурам и является спектакль, поставленный ведущим актером Театра Романа Виктюка Игорем Неведровым, который уже имеет режиссерский опыт, но впервые выступит в этом качестве на сцене своего театра.
«Венецианка» – это спектакль в спектакле, творческая лаборатория первопроходцев нового театрального направления через творческую лабораторию вымышленных персонажей – Режиссера и его Актеров. Перед нами студийный театр первой четверти XX века, в котором готовится к постановке пьеса неизвестного автора XVI века «Венецианка». Изучение старинных форм, – утверждает Режиссер (Михаил Фатеев), в котором улавливаются черты Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Николая Евреинова, – трап на современную сцену нового театра. Используя традиции комедии дель арте, максимально обнажающей условную природу театрального искусства, он увлеченно ставит озорную итальянскую пьесу о поиске любви и силе ее власти над человеком. Актеры берутся за дело с энтузиазмом и мальчишеским задором. В ходе работы над пьесой студийцы проходят через вечный спор учеников с Учителем – и безусловное приятие идей Учителя, его понимания искусства Учеником (Иван Иванович).
Этим ярким и остроумным спектаклем Игорь Неведров отдает дань времени, в котором зарождались традиции, самобытным продолжателем которых и стал Роман Виктюк, когда тонкие ростки новаторского искусства только начинали пробиваться в душах самых чутких и восприимчивых. Это приношение смельчакам-новаторам, не боящимся ежедневно совершать свою революцию в искусстве, отчаянно убежденным в ее необходимости, исступленно жаждущим воздуха в театре.
Комедия масок — так определил жанровую природу спектакля Игорь Неведров. Против возрождающихся и зарождающихся ужасов эпохи, против страха и тьмы, когда бессильны любые увещевания, объяснения и убеждения, в наш жесткий век, когда все и ко всему привыкли, работает только самое природное и изначальное – смех. Это универсальное средство. А для чего? Каждый поймет по-своему.
В спектакле заняты Иван Иванович, Станислав Мотырев, Михаил Фатеев, которые давно известны поклонникам театра, а также молодое поколение артистов, уверенно заявивших о себе в премьере этого сезона – «Федра».
Отзывы о «Венецианка»
Ещё 4 отзываНаконец-то и я попала в Театр Романа Виктюка, и сразу хочу сказать, что давнее желание было вызвано нисколько нашумевшими спектаклями, сколько привлекающая меня архитектура самого здания театра!
И вот, в эту заснеженную пятницу я смогла воочию разглядеть современное убранство театра и посмотреть комедию неизвестного итальянского автора XVI века «Венецианка» в постановке Игоря Неведрова, работы которого всегда наполнены настоящим взрывом эмоций.
Такого интересного зала я не встречала еще нигде! В игре задействовано все пространство, включая жалюзи, которые опускаются на окна перед началом спектакля, и приподнимаются иногда по ходу действия, скорее всего обозначая окна венецианских домов.
При этом конструкции настолько продуманы, что актеры могут находиться в любой точке зала и будут на глазах у зрителя!
Такой же удивительный феномен и с акустикой - везде прекрасная слышимость от первых рядов партера до последних на балконе!
Что еще привлекает внимание, так это яркие декорации -две огромные буквы РВ «Революция, вперед! Москва!» - значение которых, нам поясняют актеры во время спектакля, а также серое полотно с изображениями «зацелованных» (с множеством отпечатками губ) вождей мирового пролетариата, которое в ходе спектакля герои спустят по наклонной горке, где будут разворачиваться самые азартные и страстные сцены.
Сюжет комедии о приезжем юноше Юлио, на которого кладут глаз сразу две венецианские красавицы, в связи с чем возникают забавные недоразумения)))
Не буду спойлерить и раскрывать дальнейший сюжет, но в конце очень хочется отметить удивительную пластику актеров, несмотря на лихие передвижения сквозь многоярусные декорации.
Я продолжаю исследовать репертуар театра Романа Виктюка, и на этот раз это спектакль «Венецианка» в постановке Игоря Неведрова. Это уже второй спектакль, режиссера Игоря Неведрова, который я посмотрела. Для себя отметила, что спектакли Игоря Неведрова всегда наполнены аллегориями и настоящим взрывом эмоций.
Комедию неизвестного итальянского автора XVI века выбрал сам Роман Виктюк, и его незримая рука чувствуется в постановке. Яркие, и невероятно красивые декорации (з.х. РФ: Боер Владимир) две огромные буквы РВ «Революция, вперед! Москва! » - значение которых, нам поясняют актеры во время спектакля. Но для меня эти буквы не что иное, как инициалы Мастера. Горки, лестницы, турники, вращающийся механизм (звезда), которая с каждым своим вращением словно обнажает механику театра. Вообще вся декорация, по которой актеры лихо перемещаются весь спектакль, напоминает макет установки для трагического фарса Кроммелинка «Великодушный рогоносец» в Театре имени Мейерхольда в Москве «станок для игры», созданный Любовью Поповой в далеком 1922 году. Знатоки истории русского театра сразу обратят внимание на декорацию к спектаклю. В целом в сценографии спектакля прослеживаются отсылки к картинам Малевича – яркие, пестрящие и геометричные формы.
Максимально привлекает внимание серое полотно с изображениями зацелованных вождей мирового пролетариата, которое в ходе спектакля герои спустят по наклонной горке. На этой же конструкции будут разворачиваться самые яркие, азартные и страстные сцены спектакля. Но смысл спектакля в том, что он не ограничивается легкой и ироничной игрой в стиле ушедших эпох. Именно «ушедшими эпохами» я для себя интерпретировала портреты вождей.
— «Венецианка» — это наше приношение режиссерам-новаторам, всем первопроходцам в искусстве. Всеволоду Мейерхольду, Александру Таирову, Николаю Евреинову — смельчакам, не боявшимся ежедневно совершать свою революцию в искусстве, — говорит режиссер-постановщик Игорь Неведров.
Итак, перед нами на сцене студийный театр начала XX века, в котором Режиссер ставит пьесу неизвестного автора XVI века «Венецианка». Пятеро молодых актеров, Венеция XVI века. Роли распределены и начинается репетиция сцен. Режиссер руководит процессом.
«Делай раз!» Авантюрист и сердцеед Юлио (Иван Иванович), в поисках любви и приключений, повстречав знатную донну Вальера, влюбляется в неё, а его полюбила другая знатная донна Андзела (Станислав Мотырев). Перед нами разворачивается классический любовный треугольник, где «бедный» юноша мечется между дамами. Одна из них пытается добиться взаимности Юлио, во вторую он сам влюблен. И предстоит Юлио сделать сложнейший выбор между сердцем и разумом и двумя влюбленными женщинами. А самый интересный момент – все женские роли мастерски играют мужчины.
«Делай два!»
Юлио назначает свидание первой даме, а в этот момент по нему томится вторая, от которой он получает приглашение на тайное свидание. И юноша уже не в силах устоять перед искушением невольно оказывается в эпицентре соперничества и ревности. Актеры очень талантливо играют сцены, и совершенно забываешь, что все женские роли играют мужчины.
«Делай три!» В спектакле актеры предают своего Учителя. Это событие планомерно разворачивается в ходе репетиции пьесы. Актеры сначала выполняют все наставления режиссера, слушают его и походу репетиционного процесса, начинают проявлять дерзость в отношении своего учителя. Они сорвут свисток с шеи режиссера, который является символом власти. Дерзкая история о любовных похождениях обернется пронзительным рассказом об одиночестве художника.
Юмора сквозь трагедию в спектакле достаточно – на самом деле тема, поднятая в спектакле, очень глубокая и серьезная. Но актеры очень профессионально и мягко, сквозь ноты юмора, доносят к зрителю основной посыл постановки. Зритель очень много и часто взаимодействует с актерами, что очень оживляет зал. В финальных сценах спектакля перед нами, зрителями оживет полотно художника Казимира Малевича «Спортсмены».
Театр Виктюка – это всегда аллегории, полунамеки, которые заставляют зрителя создавать идеи в собственном воображении, додумывать и разгадывать. Актеры театра Виктюка обладают удивительной пластикой, ведь в первую очередь – это телесный театр. Все постановки в театре Виктюка влекущие красотой движений, музыкой голоса, такого я не встречала ранее ни в одном из театров.
Хочется сказать слова благодарности режиссеру спектакля Игорю Неведрову, за этот шедевральный спектакль «Венецианка»!
Читайте про другие
события
Фотографии к спектаклю «Венецианка»
Актеры «Венецианка»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.