Отзывы о "Маниозис 1+2"
Летом любимый "Электротеатр" начинает жить особой жизнью - открывается электродвор, а значит прогрессивных мероприятий будет больше. Следите за событиями.
⠀
А я впервые побывала на Малой сцене театра. Отлично организованное пространство с великолепным обзором.
Есть желание послушать экстравагантную и стильную оперу в этом камерном пространстве!?
Версию оперы "Маниозис 1+2" я бы указывала с пометкой "limited edition".
По сути - это два разных звучных аромата, объединенных в один.
Любопытно. Из двух частей оперы на Малой сцене театра явилась одна - новая.
⠀
Привычные ассоциации, которые вызывает у вас слово "опера", здесь разбиваются на миллион вопросов и сомнений. В начале не нравится, не понимаешь, не то, а потом вдруг незаметно оказываешься внутри сердца спектакля и начинаешь дышать с ним одним ритмом. Влюбляешься не спеша, не с первого взгляда.
⠀
"Маниозис" не для всех, но к этому мы уже привыкли в Электротеатре. К тому же сюжет далеко не оперный - про историю маньяка. К этому будьте готовы! Нет, здесь не будет моря крови и дешёвых сцен насилия. Эстетика на высоте.
Но жутковато местами будет.
Электротеатр верен себе - эксперимент и поиск новых современных форм.
⠀
Аффектный оперный триллер поставил Белоусов Александр. Он же и композитор.
Музыка, которая должна быть не понята умом, а пережита.
Кофемашина, стиральная машина, раздражающие звуки дрели - звуки и музыка идеально соединились с миром четырёх героев.
⠀
Они в спокойном ритме живут в камерном техничном пространтсве. Пьют кофе, мучают друг друга, убивают и много размышляют об аффектах, душе, вечности и тд.
На сцене четыре героя - Автор, который упустил главного героя; Протагонист-маньяк (Алексей Коханов), Диотима (Светлана Мамрешева), закидывающая нас Теоремами, и Дирижёр-драгдилер (Владимир Горлинский), у которого сложная двойная роль.
⠀
Они, как единый организм, душат нас горловыми гласными, странными звуками, заиканиями.
Я вот всё время была в каком-то напряжении, в ожидании чего-то. Я как Протагонист оказалась во власти "маний".
Либретто - это философская смесь Спинозы и авторских ремарок.
"Этику" Спинозы я не изучала, обрывки Теорем звучат сложно и на слух иногда трудно воспринимать. Но мне нравилось повторять их и искать связь со сценографией, музыкой или звуками. Даже живой запах кофе помогает раскрыться Теореме.
Рекомендую взять бесплатную программку, она поможет вам с Теоремами.
Сценография и костюмы мне понравились. Я всё время думала, ведь они с двух разных частей, получится ли их соединить. Для меня - получилось!
⠀
Удивительно, но как такие разные исходные данные, вдруг превратились в единую, вполне гармоничную материю. Даже этот раздражающий звук дрели стал каким-то родным и идеально вписался в звуковую карту спектакля.
Мне кажется, это благодаря тому, что режиссёр и композитор - одно лицо.
⠀
"Маниозис 1+2" как самостоятельное произведение доказал своё право на существование. Мне он показался гармоничным, ранимым, с лёгким налётом шизофрении, одновременно глубоким по философскому наполнению и свободным по сюжету.
⠀
Конечно, это авангардная опера, сложная для понимания. В сюжете не сразу разберёшься.
Но за это мы и любим Электротеатр, он даёт нам возможность не просто смотреть и слушать, а думать и искать.
Ну и впервые на сцене 3D-принтер - часть электромузыки. Оригинально!
Что такое современная опера, опера XXI века? На этот вопрос попытался ответить композитор и режиссер Александр Белоусов, который поставил на сцене Электротеатра «Станиславский» оперу «Маниозис» на основе трактата Бенедикта Спинозы «Этика». Как всегда, Электротеатр стал площадкой для смелых экспериментов в области электронной музыки и апробации новых форматов спектаклей. Спектакль проходит в камерном малом зале театра.
Для меня было неожиданностью начало: на задернутом занавесе минут 10 демонстрировались как фильм первые сцены постановки. В чем же фабула? Автор, молодой писатель-дебютант (Сергей Малинин), придумывает некоего героя-протагониста (Алексей Коханов), но оказывается, что герой жил и до того, как его придумали. Герой начинает действовать наперекор замыслу автора, совершая страшные поступки, соответствующие той или иной степени «маниозности». Сначала он душит девушку-разносчицу пиццы, а затем обнаруживает у себя в шкафу… связанного наркодилера (Владимир Горлинский). Занавес раздвигается и, наконец, начинается «реальное» действо (зная оригинальные постановки Электротеатра, я уже начинала опасаться, что весь спектакль будет в формате фильма).
Конечно же, в Электротеатре не место классической опере. Так и «Маниозис» - это смешение электронной музыки и звуков бытовых приборов, как в обычной квартире: сначала это стиральная машина, а потом к ее звуку примешивается пронзительное визжание дрели – сосед вздумал что-то посверлить.
Героев в спектакле четверо: это уже упомянутые автор, протагонист, драгдилер и Диотима (Светлана Мамрешева / Алена Парфенова) – девушка в белом. Перед началом всем зрителям раздавали бесплатные программки, и я считаю это очень правильным решением: в них как раз и напечатаны отрывки из «Этики» Спинозы о причинах, видах и особенностях маний. С программкой проще вдуматься в текст, особенно, если плохо воспринимать такие философские мысли на слух.
Все герои составляют как бы единый организм: они неделимы, и говорят разные цитаты, но объединенные одной мыслью - разделяющие нас тела на самом деле не разделяют нас. Причиняя боль себе, ты причиняешь ее другому. Я даже задумалась, не являются ли все персонажи на самом деле – разными «Я» автора?
«Маниозис» - это странный для неподготовленного зрителя симбиоз музыки, звуков и философских цитат. Тем не менее, основная мысль о неделимости единого разума и тела прослеживается на протяжении всего спектакля, и Александру Белоусову удалось точно и оригинально ее передать.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.